Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из главы 2 романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита») - сочинение

Многие произведения Михаила Афанасьевича Булгакова при жизни не публиковались, так как пик его творчества пришелся на самые тяжелые годы репрессий тоталитарного сталинского режима. Писатель не вписывался в реалии жизни того времени, он даже не пытался рядиться в «попутнические цвета». Среди произведений М. Булгакова, пожалуй, самым известным является «Мастер и Маргарита». В романе, написанном в 1940 году и опубликованном в 1966, автор неожиданно для всех обращается к теме Бога и дьявола, в которой заложена идея вечного противостояния добра силам зла. В повествовании две основные сюжетные линии: история любви мастера и Маргариты, а также рассказ о Понтии Пилате и Иешуа. Обе линии объединены сатаной и его свитой, посетившими Москву. Роман написан в гротесковой манере с использованием мифологических образов и евангельских сцен.
Для того чтобы понять роман Булгакова, необходимо различать реальное и фантастическое в повествовании. Мастер и Маргарита — это реальные персонажи, и события, происходящие с ними, тоже в какой-то степени реальны. Фантастический пласт включает в себя фантастических персонажей (Воланд и его свита) и фантастические события, виновниками которых они становятся. Однако в романе реальное настолько переплетается с фантастическим, что в целом все события романа можно отнести к фантастической реальности. Реальность — судьба мастера и Маргариты. Фантазия — допрос во дворце Ирода Великого (глава 2, части 1 романа).
Вспомним сюжетную канву эпизода.
Глава «Понтий Пилат» начинается торжественными белыми стихами. «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Пилат ненавидит город, в котором ему приходится жить, ему невыносим запах розового масла, его голова постоянно раскалывается от боли. И именно в таком состоянии он должен вынести свое решение по делу подследственного Иешуа Га-Ноцри из Галилеи. Иешуа «был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова у него была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью». Ему было 27 лет, обращался он ко всем: «Добрый человек», потому что считал, что злых людей на свете не бывает, чем нимало удивил Пилата. «Все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно», — говорит Пилат и приказывает подследственному называть себя иге- моном. Отвечая на вопросы Пилата, Иешуа довольно убедительно доказывает, что не собирался разрушать храм, а имел в виду, что «рухнет храм старой веры и создастся храм истины». Слушая Иешуа, Пилат постепенно осознает, что идеи проповедника во многом созвучны его собственным и что ему очень бы хотелось иметь рядом такого собеседника. Мало того, у Пилата созревает план спасения Га-Ноцри — его необходимо объявить сумасшедшим, а его речи — нелепыми и безопасными для властей. Однако Кайфа, иудейский священнослужитель, отказывается признать Га-Ноцри сумасшедшим, видя в нем опасность для религии, для иудейского народа, считая проповеди Иешуа вредными. Иешуа должен умереть.
Данный эпизод примечателен в первую очередь тем, что в нем отразилась тема, всегда очень сильно занимавшая Булгакова. Это тема — человек и власть. Иешуа выступает олицетворением всего человеческого. Он гуманист, поскольку каждого человека считает от природы «добрым». У него нет ни чинов, ни званий, а вся его власть над людьми заключена в его любви и искренних словах. Пилат — олицетворение власти, причем  



власти военной, жестокой по определению. Он правитель Иудеи. Однако Пилат еще и человек. И Булгакова в первую очередь интересует та борьба, которая происходит в душе Пилата между «человеком» и «властью». Поначалу в нем побеждает человек — он хочет спасти этого странного проповедника, так ему понравившегося, он даже придумывает план его спасения. Однако Пилат не волен самостоятельно распоряжаться собой. Он раб власти, раб истории. Поэтому когда Кайфа требует казни Иешуа, Пилат в конце концов соглашается спросить у народа — казнить «преступника» или помиловать. Народ кричит «распять», а Пилат «умывает руки», тем самым снимая с себя ответственность за происходящее. Таким образом, эпизод допроса во дворце Ирода Великого занимает важное место в идейно-художе- ственном содержании романа, так как в нем особенно ярко выражена основная идея романа — возрождение и утверждение высоконравственных принципов в обществе через осознание, покаяние и искупление грехов. Тема соотношения человека и власти имеет явные параллели в судьбе мастера и Ивана Бездомного, которые, не имея сил идти до конца, соглашаются на «безумие». Тема ответственности за последствия выбора также прослеживается и в образе Пилата, который пытается снять с себя эту ответственность, отдавая Иешуа на суд толпы. Однако «умыть руки» ему не удается: осознание вины за случившееся будет преследовать его до скончания веков. М. А. Булгаков, продолжатель традиций Н.В. Гоголя, первого, кто коснулся темы «дьяволиады», является одним из величайших русских писателей XX века, внесшим колоссальный вклад в развитие литературы.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мастер и Маргарита > Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из главы 2 романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита»)