Сочинения > Мастер и Маргарита > Евангелие от Булгакова Переосмысление евангельских сюжетов и образов в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита»
Евангелие от Булгакова Переосмысление евангельских сюжетов и образов в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита» - сочинение


Переосмысление библейских образов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Символика лунного света в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. А
Система образов романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова



Цель:   проанализировать библейские разделы романа, их проблематику; определить их место в контексте произведения; проследить сложность образов Понтия Пилата, Иешуа, сравнить их с евангельскими; развивать навыки познавательной деятельности, сравнительного анализа художественных образов, связной речи, логического мышления; формировать социальные, коммуникативные, поликультурные, информационные компетентности, личное отношение к вопросам морально-философского плана.

Тип урока:     урок защиты проектов.

Оборудование: картины на библейскую тематику, опорные схемы к образам Понтия Пилата и Иешуа, анкета «Сын Божий или человеческий сын?», листок самооценки, телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с х/ф «Мастер и Маргарита», магнитофон, аудиозапись музыки из х/ф «Мастер и Маргарита».

    В своей жизни человек должен стремиться к максимуму совести, нравственности, человечности...
    И. Кант.

Ход урока.

І. Вступительное слово учителя.

На фоне музыки из х/ф «Мастер и Маргарита» учитель начинает урок.

— Добрый день. Начать сегодняшний урок я бы хотела стихом Б. Пастернака «Лихие дни». Прослушайте его, пожалуйста, и выясните, о ком идет речь в этом произведении? Учитель читает стих.

    А дни все грозней и суровей.
    Любовью не тронуть сердец.
    Презрительно сдвинуты брови,
    И вот послесловье, конец.
    Свинцовой тяжестью всею
    Легли на дворы неба.
    Искали улик фарисеи,
    И тайными силами храма
    Он отдан подонкам на суд,
    И с пылкостью той же самой,
    Как прославляли прежде, клянут.
    Толпа на соседнем участке
    Заглядывала из ворот,
    Толклись в ожиданье развязки
    И тыкались взад и вперед.
    И полз шепоток по соседству
    И слухи со многих сторон
    И бегство в Египет, и детство
    Уже вспоминались, как сон.
    Припомнился скат величавый
    В пустыне, и крутизна,
    С которой всемирной державой
    Его соблазнял сатана.
    И брачное пиршество в Кане,
    И чуду дивящийся стол.
    И море, которым в тумане
    Он к лодке, как засуху шел.
    И сборище бедных в лачуге,
    И спуск со свечою в подвал,
    Где вдруг она вздрогнула в испуге,
    Когда воскрешенный вставал.

О ком идет речь в этой поэзии? (Об Иисусе Христе).

 В какой книге рассказывается о рождении, жизни, смерти этого необыкновенного человека? (В Библии).

Какая часть Библии посвящена Иисусу? (Евангелие).

А знаете ли вы, как переводится, или, что означает слово Евангелие? (Новая весть).

Библия всегда была, есть и будет Первокнигой для всего человечества. Так как содержание ее такое же богатое, как и жизнь. Именно к ней мы обращаемся в часы отчаяния и грусти, горя и радости, ищем ответы на волнующие вопросы. Именно ей посвящали свои шедевры художники разных стран и разных эпох. Вспомним известнейшие. (Учитель обращается к выставке «Библия в живописи»).

Библейские сюжеты положены в основу многих произведений мирового писательства. Давайте вспомним, кто из украинских и зарубежных писателей использовал библейские сюжеты в своем творчестве? (И. Франко «Моисей», Леся Украинка «Одержимая», Т. Шевченко «Давидовы псалмы», Ф. Достоевский «Преступление и наказание», Гете «Фауст», Максим Горький «Старуха Изериіль».) Воспользовался таким сюжетом и Булгаков. Свидетельством этого является его роман «Мастер и Маргарита», над которым мы будем сегодня работать.

II.        Сообщение темы, эпиграфа, задач урока.

1.         Учитель объявляет тему урока. Ученики записывают ее в тетради

2.         Разбор эпиграфа.

—        Эпиграфом я взяла слова известного немецкого философа И. Канта: «В своей жизни человек должен стремиться к максимуму совести, нравственности, человечности». В них он обобщил мировосприятие мудрых людей многих столетий.

—        Соглашаетесь ли вы с этими словами? Ведь вы уже тоже имеете свой жизненный опыт. Давайте вернемся к этому вопросу в конце урока.

3.         Сюжет романа.

—        Одна из наибольших тайн романа — это сюжет. Чем он похож и не похож на евангельский? Что такое сам роман —  Евангелие от Булгакова? Или Евангелие от Мастера? Кто является главными героями ершалаимских разделов и почему? Чем отличаются ершалаимские жители от библейских героев? Ответы на эти и

другие вопросы мы попробуем дать на нашем уроке.

4.         Определение задачи урока.

—        Еще раз внимательно прочитайте тему урока и попробуйте самостоятельно определить задачи урока.

Ответы учеников:

•          Проанализировать библейские разделы романа и их переосмысление автором. А ваше собственное восприятие будет отличаться от Булгаковского? (Да).

•          Рассмотреть образы Иешуа и Понтия Пилата и сравнить их с библейскими.

•          Хотелось бы также, чтобы вы связно высказывали свои мысли, выработали свою позицию и умели ее обосновывать.

III.       Мотивация учебной деятельности.

—        Бывали ли в вашей жизни ситуации или поступки, когда вы, чтобы оправдать себя, поступали вопреки своим убеждениям или собственной совести?

—        Такие испытания встречаются на жизненном пути каждого человека. И как отмечал И. Кант: «Каждый человек в своей жизни должен стремиться к максимуму совести, нравственности, человечности».

Но не каждый может найти в себе смелость сказать правду, определить вину, стать выше над ситуацией. К каким последствиям может привести игра с собственной совестью, мы попробуем сегодня выяснить, работая над библейскими разделами романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

IV. Работа над темой урока.

—        Сегодняшний урок вести мне помогут ассистенты, ваши одноклассники, которые получили опережающие задачи проблемно-поискового характера (проект), самостоятельно разработали для вас опорные схемы, которые будут презентовать, и над которыми вы будете работать. А также на уроке будет работать группа экспертов, задачей которой было определить, какие моральные заповеди сформулировал в ершалаимских разделах Булгаков? Следует ли их помнить?

—        Сколько разделов охватывает в романе библейская сюжетная линия? (4).

—        Да, 4. Но они не уступают «московским» глубиной проблематики и содержат значительное количество персонажей. Давайте с помощью «мозгового штурма» вспомним имена героев, связанных с евангельским сюжетом. (Ученики называют имена, учитель записывает их на доске).

    Иешуа Га-Ноцри - странствующий философ.
    Понтий Пилат - прокуратор Иудеи.
    Каифа - иудейский первосвященник.
    Левий Матвей - ученик Иешуа.
    Иуда из Кириафа - шпион Каифы.
    Афраний - начальник тайной охраны Пилата.
    Низа- агент Афрания.
    Дисмас, Гестас - разбойники!

—        Кто из названных персонажей, по вашему мнению, является главным в этой сюжетной линии и почему? Мысль обоснуйте. (Пилат и Иешуа. Если идти за Библией, то определяющие, ключевые события романа тоже связаны с этими героями. С ними же связаны и главные проблемы, рассмотренные в произведении).

—        Обратимся к страницам романа.

1-й ученик. Я хочу предложить Вам прослушать отрывок из романа и определить, о ком будет идти речь.

(Учитель зачитывает начало 2 раздела).

—        О ком идет речь в прочитанном отрывке? (О Понтии Пилате).

—        Как вы поняли, мы начинаем работу над характеристикой ключевых образов сюжетной линии. Так вот, перед вами на партах лежит опорная схема «Понтий Пилат». На протяжении нашей дальнейшей работы вам нужно ее заполнить.

—        Откуда М. Булгаков позаимствовал образ Пилата? (Из Библии).

—        Но Пилат - это не выдуманный персонаж, а историческое лицо. Какие факты о жизни этого человека донесли нам архивные документы вам расскажет...

(Рассказ ученика возле опорной схемы).

—        Каким возникает Пилат как историческое лицо? (Ученик зачитывает вывод: жестокий правитель. Ученики записывают).

—        Поскольку образ Пилата Булгаков позаимствовал из Библии, то вашим одноклассникам было предложено определить, как изображен Пилат в Библии?

Похожие сочинения


Переосмысление библейских образов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Символика лунного света в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. А
Система образов романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее