Сочинения > Мастер и Маргарита > Жанр романа М А Булгакова “Мастер и Маргарита” ч2
Жанр романа М А Булгакова “Мастер и Маргарита” ч2 - сочинение


Жанр романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
“Покой”, “свобода”, “бездна” в финале романа “Мастер и Маргарита” ч2
“Покой”, “свобода”, “бездна” в финале романа “Мастер и Маргарита”



Служба, канцелярия, чиновник были и у Гоголя. Достоевский же усилил мотив служебного определения героя, находящегося под угрозой потери места, доводя его до кошмаров. Кошмаров не только из-за внешних условий, но из-за шаткости самого существования человеческой личности. Молодой Достоевский открыл по-новому идею двойничества как художественно-социальный феномен, исследовал своеобразную «анатомию» двойничества, которую воспринял Булгаков, работая над двойниками «Дьяволиады».

Для Булгакова, как уже сейчас можно предполагать, Достоевский был в первую очередь автором определенной концепции русского характера, пророческой книги «Бесы» в предчувствии трагического разворота событий русской истории.

После «Белой гвардии» М. А.Булгаков глубже исследовал законы построения философско-художественного мира Достоевского, его сложной романной формы. Он пришел к пониманию конкретной специфики романного жанра, по-новому прочитав «Бесы» — шедевр гротескного реализма среди других шедевров «великого пятикнижия» Достоевского.

Вслед за Гоголем и Достоевским Булгаков, оторвавшись от чистого бытовизма, сохранил очень прочную опору на жизнь с помощью условно-фантастических форм.

Некий аналог "Мастеру и Маргарите", этому сложному жанровому образованию, мы в русской литературе так и не найдем. И не только потому, что Булгаков пошел дальше русских гениев «условной» реалистической прозы, превосходно восприняв их великие свершения. Нет. Булгаков произвел жанрово-стилевое обновление самой этой прозы в целом. Ближе всего к «закатному» роману по стилевой доминанте, по специфике жанрового синтеза — сочетания элементов трагического и сатирического, философских жанров, стоят «Мертвые души» Гоголя, «Бесы» Достоевского, «Современная идиллия» Салтыкова-Щед рина, «Петербург» Андрея Белого.

Жанровые явления такого масштаба редки.

Целостных работ о жанре "Мастера и Маргариты" практически не существует. Отдельные суждения о жанровой природе романа малообоснованны. Весьма устойчивый набор жанровых дефиниций примерно таков: философский роман (В. Я.Лакшин); фантастический философский роман (И. И.Виноградов); роман-миф (Б. М.Гаспаров); сатирический роман (А. З.Вулис); свободная мениппея (В. И.Немцев); мистерия (Г. А.Лесскис); бриколлаж (М. Золотоносов). Этому роману «трудно подобрать определение», убедительно писал А. П.Казаркин, — «роман-притча, роман-утопия, сатирический, исторический, приключенческий, философский роман. Любое из этих определений справедливо, но не полно».

И критиками, и литературоведами последний роман М. А.Булгакова был не раз справедливо назван «философским». В. Я.Лакшин в своей известной статье объяснял, что "Мастер и Маргарита" как роман «движим не столько интересом действия, единой сюжетной интриги, сколько развитием авторской мысли, способной найти себе опору в эпизодах внешне далеких друг от друга». И. И.Виноградов делал акцент на нравственно-философ ском содержании "Мастера и Маргариты", на «безуслов ной первичности нравственной позиции человека» в романе: «быть верным добру, истине, справедливости...».

А. П.Казаркин указал особо на философскую иронию внутри романа. А. З.Вулис напрямую связал сатириче ский роман с философским: «И все-таки «Мастер» — сатирический роман. Отчасти потому, что всякий философский роман не может не быть сатирическим...». Как, впрочем, думается, и наоборот! В. И.Немцев высказался о булгаковском романе «от противного»: «Но чисто философский жанр ему не свойствен» (?).

Внутрижанровый синтез элементов сатирического, трагического, философского в «Мастере» осмыслен нами в рамках жанрового определения — русский философский роман, — формы художественной действительности духа, движения мысли, религиозных и нравственных идей, интеллектуальной активности героев и автора.

Исследование художественного взаимодействия «жанрообразующих сил» в булгаковском произведении исходит из основных критериев романного жанра — своеобразия стиля, системы образов, сюжетосложения, уровня субъекта текста. 

Похожие сочинения


Жанр романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
“Покой”, “свобода”, “бездна” в финале романа “Мастер и Маргарита” ч2
“Покой”, “свобода”, “бездна” в финале романа “Мастер и Маргарита”

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее