Знакомство Ивана Бездомного с мастером (анализ главы 13 романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита») - сочинение

Многие произведения Михаила Афанасьевича Булгакова при жизни не публиковались, так как пик его творчества пришелся на самые тяжелые годы репрессий тоталитарного сталинского режима. Писатель не вписывался в реалии жизни того времени, он даже не пытался рядиться в «попутнические цвета». Среди произведений М. Булгакова, пожалуй, самым известным является «Мастер и Маргарита». В романе, написанном в 1940 году и опубликованном в 1966, автор неожиданно для всех обращается к теме Бога и дьявола, в которой заложена идея вечного противостояния добра силам зла. В повествовании две основные сюжет- ныелинии: история любви мастера и Маргариты, а также рассказ о Понтии Пилате и Иешуа. Обе линии объединены сатаной и его свитой, посетившими Москву. Роман написан в гротесковой манере с использованием мифологических образов и евангельских сцен.
Для того чтобы понять роман Булгакова, необходимо различать реальное и фантастическое в повествовании. Мастер и Маргарита — это реальные персонажи, и события, происходящие с ними, тоже в какой-то степени реальны. Фантастический пласт включает в себя фантастических персонажей (Воланд и его свита) и фантастические события, виновниками которых они становятся. Однако в романе реальное настолько переплетается с фантастическим, что в целом все события романа можно отнести к фантастической реальности. Фантастика — погоня Бездомного за сатаной. Реальность — знакомство Бездомного с мастером (глава 13 романа).
Вспомним сюжетную канву эпизода. «Итак, неизвестный погрозил Ивану пальцем и прошептал: «Тсс!» — так начинается глава, в которой Бездомный знакомится с мастером. Автор не наделяет именем, в сущности, главного героя повествования. В комнату Бездомного заглянул «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Неизвестный украл ключи от балкона у Прасковьи Федоровны (медсестры) и имел возможность не только выбираться из своей комнаты, но и посещать соседей. С одной стороны, мастер мог в любой момент покинуть лечебницу, но с другой — идти ему было некуда, да он и сам обратился за помощью к врачам. Единственное, что волновало мастера — не буйный ли больной Бездомный? «Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, — мужественно признался преображенный поэт». Отчитав Ивана за безосновательный мордобой, мастер берет с Бездомного слово, что тот больше никогда не будет писать стихов.
Автор подчеркивает преображение Ивана. Из сумасшедшей советской действительности Бездомный попадает в «сумасшедший дом» Стравинского. Из нервозной обстановки круговых доносов — в атмосферу доброты, внимания, уважения и покоя. В сумасшедшем доме Бездомный, как и мастер, чувствует себя в безопасности. И Иван оживает, приходит в себя, начинает разумно мыслить и анализировать то, что с ним произошло. Далее Иван сообщает мастеру о встрече с «иностранцем», о том, как на Патриарших тот рассказывал им о Понтии Пилате. «О, как я угадал! О, как я все угадал!» — воскликнул мастер. Он говорит Ивану, что тот сам виноват в том, что с ним произошло: «Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато.
Вот вы и поплатились. И надо еще сказать спасибо, что все это обошлось вам сравнительно дешево». В свою очередь мастер рассказывает Ивану, что он также поплатился из-за того, что написал роман о Понтии Пилате, о пробудившейся совести в душе диктатора. Затем он поведал Ивану о своей любви к необыкновенной женщине, которую звали Маргарита. Мастер вспоминал, как они жили в квартирке, которую ему удалось снять, как им было хорошо и уютно вместе. Маргарита была замужем за каким-то видным военачальником, поэтому виделись они только днем, но им хватало и этих часов счастья. Она готовила обед, он писал роман. Однако судьба романа оказалась очень сложной, практически ни один журнал не брался его публиковать. После появления в одном из изданий нескольких глав романа пошли разгромные критические статьи, что сказалось на душевном состоянии мастера. Затем «наступила третья стадия — страха... Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания». В конце концов мастер сжигает рукопись романа и исчезает из жизни Маргариты, направившись в психиатрическую клинику на лечение.



Итак, в данном эпизоде происходит встреча двух антиподов. Мастер «сходит с ума» из-за того, что шел к Богу, но у него не хватило сил противостоять советской атеистической критике и оголтелой кампании, развернутой против него в прессе. Ивана Бездомного «записывают» в сумасшедшие по той причине, что он, бывший атеист, автор «разоблачительной» поэмы о Христе, вдруг впал в религиозность, обратился к Богу за помощью в противостоянии сатане. Ни тот, ни другой не выдержали того бремени, что влечет за собой духовный выбор — отстаивание до конца своих взглядов. Откровение, явившееся им, поражает и одновременно уничтожает их. Ответственность за последствия своего выбора не могут нести ни один, ни другой. И именно поэтому в конце романа мастеру дается покой (света он не заслужил), а Иван Бездомный отныне способен переживать короткие светлые миги единения с божеством — да и то лишь в весенние лунные ночи. Таким образом, эпизод знакомства Бездомного с мастером занимает важное место в идейно-художественном содержании романа, так как в нем особенно ярко выражена основная идея романа — возрождение и утверждение высоконравственных принципов в обществе через осознание, покаяние и искупление грехов. Булгаков также остро ставит проблему личного духовного выбора и ответственности за этот выбор. М. А. Булгаков, продолжатель традиций Н.В. Гоголя, первого, кто коснулся темы «дьяволиады», является одним из величайших русских писателей XX века, внесшим колоссальный вклад в развитие литературы.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мастер и Маргарита > Знакомство Ивана Бездомного с мастером (анализ главы 13 романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита»)