Иисус и Иешуа в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» - сочинение

1.	Евангельский сюжет в романе.
2.	Биографические данные Христа и философа из романа Булгакова.
3.	Учение Христа и проповедь Иешуа.
4.	Суд Пилата, смерть на кресте и Вечность.
...Дана Мне всякая власть на небе и на земле:
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.
Аминь.
(Мат. 28: 18-20) 
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет интересную композицию: внутри него заключен еще один роман — неоконченный роман Мастера о Понтии Пилате, пятом прокураторе Иудеи. За основу этого романа взят сюжет Евангелий: суд Пилата над Христом и казнь. Булгаков практически полностью сохраняет эту основу, однако в его произведении она обрастает подробностями, которых нет ни в одном из четырех Евангелий. Булгаков по-своему видит персонажей своего произведения. Если в Евангелиях о Пилате говорится скупо, вскользь, то в романе автор создает образ живого человека, о котором читатель узнает немало биографических подробностей. В этом нет ничего удивительного: ведь именно Пилат является главным героем романа Мастера. Однако автор совершенно по-иному, чем апостолы-евангелисты, рисует образ бродячего проповедника Иешуа — Иисуса Христа, Предвечного Бога и человека.
Уже в биографических данных героя Булгакова мы видим расхождение с тем, что сообщают нам о Христе евангелисты.
Апостол Матфей, начиная повествование о Христа, целую главу посвящает его земной родословной и его рождению. В романе же Булгакова герой отвечает так на вопрос прокуратора о его происхождении: «...я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец сириец...». Герою Булгакова двадцать семь лет; возрастом Христа традиционно считают тридцать три года.
Но очевидно сходство земной судьбы Христа, Воплощенного Слова, и Иешуа Га-Ноцри — оба они ведут жизнь странствующих проповедников: «...лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мат. 8: 20). Почти так же отвечает Га- Ноцри прокуратору: «У меня нет постоянного жилища... я путешествую из города в город».



Христос учит народ и творит чудеса волею Пославшего Его, а Иешуа думает, что «своим умом дошел до этого». В романе Иешуа рассказывает прокуратору, что Левий Матвей, бывший сборщик податей, сначала негодовал, слушая его проповедь, но затем бросил деньги на дорогу и пошел за ним. Надо отметить, что Булгаков изобразил апостола Матфея неуравновешенной, пылкой личностью, легко переходящей от гнева к восхищению, от неистовства к оцепенению. При здравом размышлении трудно безоговорочно согласиться в этом с великим писателем. Вряд ли Матфей был таким. Из апостолов, о которых в Евангелиях имеется больше всего сведений, подобные черты характера скорее уж были присущи апостолу Петру: в Гефсиманском саду он с мечом готов защищать Учителя, а потом отрекается от него, и тут же его охватывает неистовое раскаяние. Однако Булгаков, как и повсюду в своем романе, сохраняет внешнюю оболочку евангельского сюжета: «...Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И тот встал и последовал за Ним» (Мат. 9: 9). Иначе трактует Булгаков и само Учение Христа. «...За кого вы почитаете меня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мат. 16: 15, 16). Вот суть Учения Христа: человек должен прежде всего поверить, что с ним говорит Сам Бог. Ведь нравственные заветы, проповедуемые Христом, были известны задолго до Его Рождения. Он и Сам говорит, что пришел для того, чтобы исполнить законы и пророчества, а не затем, чтобы их отвергнуть. Христос прежде всего проповедует духовное очищение человека; он не призывает к политическому переустройству. Ведь человек, перерождаясь, тем самым незаметно меняет и окружающий мир. О светской власти Христос говорит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мат. 22: 21). Он проповедует Царство Божие, но об этом Царстве нельзя сказать, что Оно там или здесь, потому что Оно приходит в мир через души людей. Ничего подобного нет в проповеди философа Иешуа. Суть его рассуждений о государственной власти действи тельно звучит угрожающе для слуха любого чиновника: «...всякая власть является насилием над людьми... настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Иешуа всех называет «добрые люди». Конечно, Христос тоже милосерден к грешникам, но не к греху — однако он порой говорит резко и властно, например, обличая лицемерие фарисеев или изгоняя продавцов и менял из Иерусалимского храма. Суд Пилата подробным образом описан только в Евангелии от Иоанна. При сопоставлении текстов видно, что многое Булгаков позаимствовал именно из этого Евангелия, ведь во всех остальных Христос практически ничего не отвечает на вопросы Пилата. Но во всех Евангелиях явно прослеживается желание прокуратора спасти Иисуса от позорной и мучительной казни. Пилат понимает, что этот Человек ни в чем не виновен, что он схвачен из-за злобы иудейских священнослужителей. Однако Пилат более дорожит своей карьерой, чем справедливостью. Но евангелисты подчеркивают, что Христос идет тем Путем, которым Он должен идти; потому он так отвечает прокуратору: «...ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше...» (Иоанн. 19: 11). Его Путь пролегает только через Голгофу и крестную смерть. И опять Булгаков сохраняет неприкосновенным сюжет Евангелий. Так же распяты трое: Иешуа и двое разбойников, так же отпущен на свободу мятежник Варравван, и так же «тьма накрыла Ершалаим». В романе Булгакова нет прямого указания на Воскресение Христа. Однако в этом нет необходимости — мы понимаем, что Иешуа обрел вечность, вечную жизнь; и прокуратор Понтий Пилат наконец-то получает долгожданное прощение своей трусости: «...какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи... ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было? — Ну конечно, не было, — отвечает хриплым голосом его спутник...». «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», — звучат слова Пасхального ликования. Он был прежде мира, пребывает в нем и пребудет вовеки, потому что Он — Сама Вечность. И роман Булгакова, в сущности, утверждает то же самое, хотя в образе философа Иешуа писатель показал лишь человеческую природу Христа, скрыв его Божественную Силу.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мастер и Маргарита > Иисус и Иешуа в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»