Князь тьмы правит этим миром (Сочинение анализ персонажей романа «Мастер и Маргарита» М А Булгакова) - сочинение

Роман-судьбу, роман-завещание «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков писал в общей сложности всю свою творческую жизнь. Книга так и осталась незаконченной, как нескончаемо в мире зло, описанное Булгаковым. Именно оно устами советских критиков объявило книгу Булгакова сомнительным «Евангелием от Воланда», где якобы провозглашается капитуляция добра перед миром зла.
С точки зрения недоброжелателей Булгакова, сатана Воланд выступает в роли криминального «чистильщика», сметающего с лица земли деяние рук человеческих заодно с верой в бога и в гений человечества. Воланд-ревизор прибывает в СССР с проверкой дел своих подручных-большевиков на земле и остается весьма недовольным их деяниями. Две тысячи лет назад сатана поставил под сомнение право римских владык, в частности Понтия Пилата, распоряжаться жизнью и смертью других людей с высот олимпийского трона, водруженного силой оружия. Сатана правит нашим миром, и никому не позволит забыть об этом, будь то в советской Москве или иудейском Ершалаиме.
Только блаженный Иешуа Га-Ноцри в Иудее неподвластен силам зла, а в Москве - лишь полоумный Мастер по-настоящему свободен. Иешуа возносится, чтобы сесть «одесную отца небесного», грешный Мастер обретает «вечный покой» в загробном творчестве. Понтий Пилат - заложник собственной совести, терзается в двухтысячелетием чистилище с верной собакой у ног, а неназванный злодей Иосиф Сталин заточил себя за кремлевской стеной, превратился для соотечественников в бесплотный дух зла при жизни, оживающий только по ночам.
Силы ада играют в «Мастере и Маргарите» несколько необычную для них роль. Они не столько сбивают с пути праведного людей
добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся грешников. Воланду писатель придал буйную свиту: озорного оборотня-кота Бегемота, болтуна-регента Коровьева и громилу-вышибалу Азазелло. Набедокурив в Москве, шайка Боланда жестоко, вопреки нашим ожиданиям, наказывает зло и неправду. Служит как бы тем самым утверждению христианских заповедей, отметенных большевиками. Пилат в свое время «умыл руки», чтобы не запятнаться в крови праведника. Булгаков словно предупреждает нас, что советские заправилы тоже «умоют руки» накануне 21-го века, бросив Россию «на поток и разграбление».
Воланд вершит, на удивление, правый суд: директор варьете Степа Лиходеев летит из Москвы Ялту без денег и документов; киевского дядюшку покойного Берлиоза припугнули для острастки за страсть к стяжательству; финдиректору варьете Римскому всучили трясучую старость, буфетчику того же варьете Сокову с его осетриной второй свежести - рак печени за порчу пищеварения советских тружеников. А главе МАССОЛИТА Берлиозу отрезали голову, она не нужна руководителю советской писательской организации.



Давняя традиция русской литературы связывала судьбу (рок или фатум) не с божественным провидением, а с дьяволом. Демоничен в своей обличительности Чацкий, адским пламенем остуживает душу Татьяны Онегин, но наиболее ярко это проявилось у Лермонтова в «Герое нашего времени» - у Печорина-блондина даже брови черные, как разноцветны глаза у Воланда. Чацкий, Онегин и Печорин окружающим приносят только горе, сеют зло, как истинные приверженцы сатаны. У Булгакова же Воланд олицетворяет судьбу, карающую грешников и милующую страстотерпцев. Вот и получается, по Булгакову, что сам разноглазый Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая явным. Зло несут люди, взявшиеся «сказку сделать былью» и перекраивать историю. Грех бесплоден, потому что он сеет не жизнь, а смерть. На «черной мессе», в самом гнезде дьявольщины, Воланд вели- чественен и многолик, как и подобает дьяволу «на службе». В разговорах с разными людьми он надевает разные маски. Булгаков наделяет дьявола некоторыми явными атрибутами Бога, словно напоминая, что все правители земные не прочь приписать себе божественное происхождение или окружить себя ореолом небожителя. Перед Маргаритой на балу у сатаны преклоняется вереница убийц, отравительниц, палачей, развратниц и сводниц, и все это совсем не случайно. Зло даже на том свете пребывает в подчинении добру, а Мастер и Маргарита - люди умершие при советской жизни, и вновь воскресшие после смерти. Очистительным огнем, «с которого все началось и которым мы все заканчиваем», то есть пожаром «Дома Грибоедова», Булгаков сметает с лица земли зло МАССОЛИТа (Союза советских писателей) с его рестораном, с его кассами «литфонда», бесплатными путевками и дачами в Перелыгине (Переделкине). Огонь - стихия, противостоящая жизни и неизменно обновляющая ее. «Гори, гори, прежняя жизнь!»- кричит Маргарита, готовая к жизни новой. В эпилоге романа на крыльях тучи сатана и его свита покидают Москву, унося с собой в свой вечный мир, в последний приют, Мастера и Маргариту. Но те, кто лишили Мастера нормальной жизни в Москве, затравили и вынудили искать пристанища у дьявола - они остались. Воланд высокомерно уверен, что этот город и страна останутся в его власти, пока здесь господствуют его слуги - сильные мира сего.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мастер и Маргарита > Князь тьмы правит этим миром (Сочинение анализ персонажей романа «Мастер и Маргарита» М А Булгакова)