ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ М А БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» - сочинение

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви! Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!
М. А. Булгаков
Булгаков создавал свой роман в 20-е годы. Споры по поводу этого произведения не утихают и по сей день. О «Мастере и Маргарите» еще много будут писать. Какой бы вывод ни сделала критика, бесспорно одно: книга ни одного читателя не оставит равнодушным. У Булгакова мир вечных слов, ценностей, исторической правды, творческого поиска, совести противостоит миру формализма, бездушной бюрократии, корысти, безнравственности. И спасает героев прежде всего любовь. Любовью жив Мастер, любовь ценил превыше всего и сам Булгаков.
Это чувство является к Мастеру как неожиданный дар судьбы, как спасение от холода одиночества. Теперь их двое, и ничто уже, кажется, не может случиться, пока они вместе. Булгаков хочет рассказать о любви поэтически и вдохновенно, о любви с первого взгляда, «как только в романах бывает». Маргарита, женщина в черном весеннем «пальто, несшая в руках отвратительные тревожные желтые цветы, поразила Мастера необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах. Только что они шли чужие друг другу по шумной Тверской среди тысяч других неузнаваемых людей и вдруг оказались одни в скучном кривом переулке, где не было ни души. «Любовь выскочила перед нами, — вспоминает герой, — как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. В ней мало-помалу открывается вся полнота чувств: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая духовная связь двух людей.



Женщина, ставшая тайной женой Мастера, возникает в его жизни очень вовремя. И не для того, чтобы готовить по утрам кофе. Подобно Левию Матвею она готова бросить все на дороге, как когда-то сборщик податей бросил в пыль свои деньги и как она сама бросила цветы в канаву, чтобы идти за Мастером и, если надо, погибнуть вместе с ним. Ее вера в роман о Понтии Пилате — настоящий подвиг верности. Она — его единственный читатель, его сочувственный критик, его защитник и наследница, и пока они вместе — Мастер напишет великую книгу. Нежное, благородное чувство внушает нам автор к Маргарите, и, надо думать, не зря: верность в любви и в творчестве для Булгакова, в сущности, явления одной природы. Не оттого ли Мастер и его возлюбленная так хорошо понимают друг друга? Тщетно будет желать Мастер, чтобы время пошло вспять и чтобы все снова «стало, как было». Маргарита не сможет отвести от любимого грозящих ему невзгод. Но она будет бороться с этой ужасной болезнью, которую Мастер называет страхом. Его одолели мрачные предчувствия. Темными осенними вечерами к нему подступается тоска. В такие минуты он может бросить в огонь рукопись своего романа. И только Маргарита поддерживает Мастера в это время, внушает ему надежду. Она же спасает и рукописи. Но страх — болезнь времени. Даже Маргарита способна с ней бороться лишь до определенной черты, а за ней даже она бессильна. Единственное, что может Маргарита, — это разделить с Мастером уготованную ему судьбу. Но однажды, простившись в полночь и придя на другое утро, она не находит его в подвальчике у застройщика: «Да, я вернулась, как и несчастный Левий Матвей, слишком поздно!» — осыпает себя упреками Маргарита. Куда же исчез Мастер из своей квартиры? И почему он снова, зябко переминаясь, в пальто с оборванными пуговицами оказался в январе под окнами своего дома? Где он провел этих три долгих месяца? Наверное, свою роль сыграла статья Латунско- го, прочтя которую находчивый Алоизий Могарыч догадался, что можно, не прилагая больших усилий, освободить для себя квартиру Мастера. Может, Мастер просто боится и заслуживает того же наказания, которое «отбывает» за трусость Понтий Пилат? Но Мастер не труслив. Страх может довести его до безумия, но не толкает к малодушному бесчестию. Ведь трусость хуже страха, она ведет к попытке сохранить покой и благополучие любой ценой, даже если для этого придется поступиться своей совестью. Мастер никогда не падет так низко. Но страх действует разрушающе. Он вызывает отвращение к труду, апатию. Еще только вчера Мастер гордился своим романом, а сегодня никак не хочет вспомнить о нем, чтобы не причинить себе боль. Поэтому и отправляется в клинику Стравинского, может быть, по его меркам, подходящее место для тихих размышлений. Маргарита, как любящая женщина, сопротивляется этому оцепенению души, она не хочет смириться с гибелью Мастера. Страх, внушающий покорность и бессилие, она пытается рассеять и победить своим мужеством и верностью. Громко заклинает она судьбу: «За что это? За что? Но я тебя спасу. Я тебя спасу». Маргарите снится волшебный сон. Этот сон — ее мечта, желание, надежда. Маргарита ради встречи с Мастером готова стать даже ведьмой. И она действительно совершает свое путешествие на метле по Арбату. Летя над электрическими проводами и вывесками нефтелавок, она чувствует, что теперь в силах осуществить все то, что прежде казалось несбыточным. Если она и не отравила Латунского, как обещала, то, по крайней мере, произвела чудовищный разгром в его фешенебельной квартире. Если ей и не удалось спасти любимого, то, во всяком случае, на весеннем балу полнолуния он был возвращен ей и вновь чудесным образом воскресла сожженная рукопись. В своем фантастическом, сказочном сне Маргарита восстановила поруганную справедливость, доказала свою настоящую, вечную, верную любовь, ту самую, которую обещал показать нам автор. Но тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит. И Маргарита делит эту участь с Мастером до конца: она погибает в одно мгновение с ним. Автор трижды возвращает нас к этой роковой минуте. Он рассказывает нам, как чарами волшебства вновь оказавшись с Мастером в его квартире, счастливая Маргарита пьет со своим возлюбленным фалернское вино, отравленное Азазелло, мгновенно переносящее героев в иной мир. Но Булгаков дает и другую, правда менее красивую, но зато более клинически достоверную, картину смерти обоих. В тот миг, когда больной, помещенный в номер 118 клиники Стравинского, скончался на своей койке, в тот самый миг на другом конце Москвы в готическом особняке вышла из своей комнаты, чтобы позвать домработницу Наташу, и внезапно упала, схватившись за сердце, Маргарита. Но при всей бесконечной печали финала «Мастера и Маргариты» смерть обоих, когда сцена действия будто задергивается черным пологом, в последних главах романа есть утешение. Мастеру и Маргарите не суждено остаться в подвальчике у застройщика, им не придется идти и в след за Иешуа в «свет», ведь Мастер не заслужил «света». Воланд обольщает их другим «вечным домом», где Мастер будет гулять с Маргаритой под вишнями, начинающими расцветать, а вечерами слушать музыку Шуберта, где он будет писать при свечах гусиным пером и, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде вылепить нового гомункулуса... «По этой дороге, Мастер, по этой!» — ободряет его Воланд. Мастеру дан покой, но какой странный, деятельный. Снова работа за письменным столом, снова раздумья, снова познание. В этой второй жизни Мастеру суждено насладиться тишиной и сосредоточенным трудом, нежностью своей подруги. А Маргарите уже видится и венецианское окно их дома, и вьющийся по крыше виноград, тихие прогулки вдоль ручья, а ночью спокойный сон. Булгаков тем самым утверждает, что в романе «Мастер и Маргарита» совершилась победа искусства над прахом, над ужасом перед неизбежным концом, над самой временностью и краткостью человеческого бытия. Победа как будто иллюзорная, но бесконечно важная. Это, конечно же, и победа любви!






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мастер и Маргарита > ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ М А БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»