Тема добра и зла в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита» - сочинение

дает образ Воланда. И этот булгаковский Сатана в корне отличается от своего библейского собрата, хотя его так же сопровождают грозы с ослепительными молниями, за ним остаются следы пожарища.

Булгаков создает свою картину распределения в мире добра и зла, свое видение правления миром высших сил. По священному писанию, дьявол — это искуситель, и в «Мастере и Маргарите» Воланд испытывает людей, прове­ряет истинные мотивы их дел и поступков, оценивает их нравственные и этические принципы. После такой «прочи­стки» каждому воздается по заслугам, и поэтому нельзя категорично заявлять, что Воланд «плохой и злой», жесто­кий и бездушный. К тому же нужно вспомнить, что в ре­зультате борьбы библейских сил добра и зла Бог не иско­ренил зло, а пошел на своеобразный компромисс: мир был разделен, Богу — небо, Дьяволу — землю. Из этого следует, что все, что ни происходит на земле — добро ли, зло ли — это от Дьявола, а не от Бога.

Видимо, поэтому Булгаков лишает Иешуа власти дей­ствием, владычных прав: Га-Ноцри решительно отказыва­ется судить людей, уступая это нелегкое дело Воланду (ко­торый, кстати сказать, успешно справляется с должностью «судьи человеков»). Так булгаковский Сатана со своей сви­той предстает перед нами в неожиданной роли разоблачи­теля человеческой скверны, «разгребателя грязи». Это он карает за зло и нечестивость и вознаграждает за добрые дела. В течение всего романа Булгаков именно через образ Воланда утверждает верность любви и преданности твор­честву. К тому же автор представляет нам своего Сатану как одного из главных действующих лиц романа, в то вре­мя как Иешуа Га-Ноцри всего лишь литературный персо­наж романа в романе, человек безграничной доброты и муд­рости.



В своем произведении Булгаков проводит и «исправ­ленную» идею построения загробного мира. Если в Библии он делится на ад и рай, то в романе все немного иначе: царство мертвых состоит из «света» (которого Мастер и Маргарита не заслужили), «покоя» (которым они награж­дены) и области Воланда, где проходил знаменитый бал Сатаны, — третьей части рая, «рая для преступников». А для ада, то есть места, где человек расплачивается за свои грехи и проступки, автор романа оставляет Землю, мир людей. Таким образом, с помощью различных художественных приемов и уловок Булгаков дает нам понять, что авторы Евангелий «все перепутали». Судьей и разоблачителем является очеловеченный Дьявол, «часть той силы, что веч­но хочет зла и вечно совершает благо». Мир нельзя оста­вить совсем без зла, оно — как горечь, придающая кофе неповторимый специфический вкус. Добро, оставшись без противовеса, уже не будет добром. Удача должна чередо­ваться с промахами, открытия — с ошибками, иначе у че­ловека исчезнет стимул совершенствоваться, развиваться. Так же можно сказать, что зло — это обратная сторона добра («дорога в ад вымощена благими намерениями»). Однако все это совсем не доказывает, что со злом не нуж­но бороться, ведь именно в такой борьбе и раскрывается истинная сущность человека. Я думаю, что зло нужно вос­принимать как неотъемлемую часть мира, в котором все взаимосвязано.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мастер и Маргарита > Тема добра и зла в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита»