В В Маяковский «Послушайте!» - сочинение

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь В метелях полуденной пыли, врывается к Богу, боится, что опоздал, плачет,
целует ему жилистую руку, просит —
чтоб обязательно была звезда! — клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный, но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Стихотворение В. Маяковского «Послушайте!» создано в 1914 году. Это было время, когда началась Первая мировая война, глубоко потрясшая поэта. Ряд его стихов данного периода носит явно выраженный антивоенный характер. Среди них «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер». В. Маяковский стремился добровольцем уйти на фронт, однако вследствие «политической неблагонадежности» ему в этом было отказано. Не устраивала, даже возмущала поэта и «мирская жизнь»: равнодушие и праздное любопытство обывателей критиковались в стихотворении «Вам!» (1915).
Рассуждая о теме, об идее, содержании «Послушайте!», нельзя не обратить внимания на ключевые слова, которыми открывается произведение:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?



Эта главная, исходная фраза определяет состояние лирического героя. Почему возник подобный вопрос у поэта? Ответ на него скрыт в антитезе пятой строчки (третий стих). Обычным людям безразличны высокие материи, в том числе и звезды: «Кто-то называет эти плевочки...» То есть для обывателя, безразличного к философскому осмыслению мира, плюющего на звезды, воспринимающего их свет как «плевочки», они бесполезны. Но есть и другие люди: Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет ... < их> жемчужиной? «Плевочки» и «жемчужина» — слова-антитезы. Второе указывает, что существуют люди, непохожие на обывателей. Они понимают, что людям, живущим на Земле, нужен свет, и не только свет Солнца. Постоянный свет есть посредник между Богом и человеком. Этому посвящены следующие строки, когда некто просит Бога зажечь звезды, а затем спрашивает другого жителя планеты: «Теперь тебе... не страшно!» Но просьба, обращенная к Богу, не из рядовых: крикнул, вымолил. Жаждущему света для людей нужно преодолеть немало испытаний, нервных потрясений. Высокая миссия никогда не осуществляется легко: И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к Богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Так в чем же смысл звездного света? Он прогоняет страх, который овладевает людьми в темную, мрачную, беспросветную ночь (вспомним «Легенду о Данко» М. Горького). Завершается стихотворение утверждением, что есть в этом мире те, кто стремится донести до человечества свет звезд. Финал возвращает читателя к началу, но на новом уровне: ответ на вопрос уже дан. Стихотворение, безусловно, являет собой образец философской лирики. В нем, несмотря на ранний период литературной деятельности, поэт задается вопросом о смысле жизни и о назначении творчества. Такое же стремление нести свет людям характеризует литературную жизнь В. Маяковского. В композиции стиха отчетливо отражены изменения в переживаниях и ситуациях. Принято полагать, что изменение времени, пространства, введение новых героев, новые антитезы могут служить основой для выделения частей композиции. В анализируемом стихотворении структура трехчастная, кольцевая: стихотворение открывается и заканчивается одним и тем же вопросом. А что можно сказать о лирическом герое стихотворения? Думается, что главная его черта — гуманизм, стремление помочь людям, при кажущейся внешней уравновешенности крайняя тревога за человека. Язык произведения прост и одновременно возвышен, кроме слова «плевочки», которое отражает состояние не лирического героя, а некоторых окружающих его людей. Стихотворение написано в форме прямого обращения, послания к людям. Для реализации своей задачи автор делит строки не на стопы, а на ритмико-смысловые доли. Каждая из них выделяется интонационно и логически. Особое значение приобретают паузы, передаваемые знаком тире. При таком расположении строк трудно вычленить рифму, и стихотворение похоже на ритмическую прозу, но рифма есть: жемчужиной — нежно, руку — муку и т. д. Рифма Маяковского, часто неточная, но богатая, подчеркивает единство стиха.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Маяковский > В В Маяковский «Послушайте!»