Маяковский — лирик! - сочинение

Восклицание «Маяковский — лирик!» вовсе не парадоксально и не содержит в себе противоречия, как могло бы показаться. В этом восклицании нет ничего удивительного или необычного. Оно не может повергнуть в изумление читающего человека, потому что Маяковский — один из самых наших лиричных, нежных и трепетных поэтов.
Кто-то скажет, что он слишком жёсток. Это действительно так. Кто-то будет утверждать, что нельзя назвать лириком поэта, который так воспевал революцию. Но даже за самыми четкими, барабанными стихотворными строками можно заметить размышления человека тонкой душевной организации. Ведь его стихи о революции — это целая песня.
Тема «Маяковский — лирик!» подразумевает, как мне кажется, ту часть его творчества, которая посвящена простым человеческим чувствам, в первую очередь — любви. Поэт воспринимает любовь не как приятное чувство, приносящее удовлетворение. Он, как человек энергии, действия, и любовь считает постоянной работой сердца:
Нам
любовь
не рай да кущи,
нам
любовь
гудит про то, что опять
в работу пущен
сердца
выстывший мотор.
Да, это чувство для него важно и нужно, но он никогда не опустится до того, чтобы придавать ему излишнюю слащавость, так свойственную многим поэтам. И это вовсе не от внутренней черствости, не от недостатка чувствительности. Поэт писал о себе:
У прочих знаю сердца дом я.
Оно в груди — любому известно!
На мне ж с ума сошла анатомия.
Сложное сердце —
Гудит повсеместно.
Да, у него действительно было огромное сердце, вмещающее неимоверно много любви, теплоты, нежности. Недаром же он такие трепетные и проникновенные строки посвящал своей Лиличке:
Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.
Так мог написать только очень тонкий лирик, каким и был Маяковский. А разве это единственное его стихотворение о любви? Их десятки!
Но лиризм Маяковского проявляется не только и не столько в его любовных стихотворениях, сколько в тех, в которых он рассматривает какой-то отдельный предмет или
явление и говорит о нем с восторгом, или с состраданием, или с волнением. Как характерный пример можно привести стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Поэт подходит к упавшей лошади и утешает ее самыми нежными и ласковыми словами:



Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте — чего вы думаете, что вы их плоше?.. И это вежливое обращение на «вы», и простые слова, которые говорят иногда плачущим детям, — как это трогательно и как «по-маяковски»! Стихотворение «Послушайте!», как мне кажется, является вершиной творчества Маяковского, если говорить о нем, как о лирике. Да, несомненно, в стихотворении при желании можно найти и политический смысл. Но можно и просто, не вникая в глубинные мотивы, восхищаться им. Восхищаться, потому что никто до Маяковского не называл звезды «плевочками», потому что никто не говорил, что у бога рука «жилистая», потому что никто не задумывался о «беззвездной муке». А ведь так просто было бы задуматься о жизни без звезд! Никто не задавался вопросом: Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Никто не задавался. Только Маяковский. Его лирические стихотворения можно перечислять долго: «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Прощанье»... Как же сам Маяковский относился к поэзии? Вряд ли мы найдем однозначный ответ на этот вопрос. Вот лишь одна из граней его отношения к творчеству (стихотворение «Юбилейное»): Нами лирика в штыки неоднократно атакована, ищем речи точной и нагой. Но поэзия — пресволочнейшая штуковина. Существует — и ни в зуб ногой. Может, он и хотел бы не писать, но не писать не мог. Поэт всегда искренен в своих стихах, иначе он не поэт, иначе его стихи забудутся. Стихи Маяковского не забываются. Он был разным: грубым и мягким, жестоким и милосердным. Только одно оставалось неизменным — его лиризм, его нежное, трепетное восприятие жизни, что и позволяет нам назвать Маяковского одним из величайших лириков XX века.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Маяковский > Маяковский — лирик!