Сочинения > Маяковский > Сатира в творчестве В В Маяковского 2
Сатира в творчестве В В Маяковского 2 - сочинение


Сатира Маяковского
Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина
Юмор и сатира в творчестве Ломоносова


1.	Поэтическое кредо В. Маяковского.
2.	Сатира в творчестве поэта.
3.	Направленность сатирических гимнов.
Владимир Владимирович Маяковский вошел в русскую поэзию как новатор, поэт революции, своей эпохи. Он был лидером группы кубофутуристов, куда входили В. Хлебников, 
А.	Крученых, Д. Бурлюк, В. Каменский. Черты кубофутуризма присутствуют во всем творчестве Маяковского. Это бунтующее отношение к действительности, ее обличение, стремление к экспериментам над словом, формой стиха. Лирический герой его ранней лирики - бунтарь-романтик, он бросает вызов всему миру и презирает пошлую рутинную жизнь.
После Октябрьской революции в поэзии Маяковского усиливается агитационное начало, он считает, что революция пришла преобразить безобразную действительность, а он, поэт и борец, должен ей в этом помочь. Свою задачу поэт видел в агитации за очищение мира. Поэт — такой же рабочий, трудящийся на благо родины, истинный и верный ее гражданин. Поэзия, как был убежден Маяковский, должна вести за собой, вызывать желание у людей построить новую жизнь, которую он уже видит впереди. Это ее главное достоинство. Поэтому Маяковский выбрал достаточно бодрые жанры: марши, гимны, призывы, лозунги.
Но строительство нового мира невозможно, если не уничтожить пороки старого. Маяковский называет себя «ассенизатором и водовозом» и пытается очистить мир от его пороков, обличая их в своих стихах. Сатира занимает здесь особое место. Маяковский работает в журнале «Новый Сатирикон», пишет сатирические гимны. Каждый из них называется достаточно кратко и ясно: «Гимн обеду», «Гимн критику», «Гимн ученому», «Гимн судье», «Гимн здоровью», «Гимн взятке». Маяковский переосмысливает жанр хвалебной песни, делая гимн средством сатиры. В гимнах он создает гротескные образы, доводя их до абсурда. В «Гимне судье» Маяковский рассказывает о том, как «неизвестно зачем и откуда на Перу наперли судьи».
И птиц, и танцы, и их перуанок кругом обложили статьями, глаза у судьи ~ пара жестянок мерцает в помойной яме. 
Судьи выбрили колибри, от их строгих глаз у павлина вылинял хвост, они принимают ряд бессмысленных законов: запрещают вулканам курить, повесив таблички: «Долина для некурящих»; отменяют песни и танцы, запрещают стихи Маяковского как спиртной напиток.
Экватор дрожит от кандальных звонов,
А в Перу бесптичье, безлюдье...
Лишь, злобно забившись под своды законов, живут унылые судьи.
А знаете, все-таки жаль перуанца,
Зря ему дали галеру.
Судьи мешают и птице, и танцу, и мне, и вам, и Перу.
В «Гимне ученому» поэт рисует «удивительное, необыкновенное зрелище - фигуру знаменитого ученого», на которого смотрят трубочист, апрель, солнце и
Народонаселение всей империи - люди, птицы, сороконожки, ощетинив щетину, выперев перья, с отчаянным любопытством висят на окошке.
Наблюдают они чудную, абсурдную картину. У ученого нет ни одного человеческого качества, это «не человек, а двуногое бессилие, с головой, откусанной начисто трактатом “О бородавках в Бразилии”». У него едящие глаза, искривленный, как от удара оглоблей, позвоночник, Маяковский сравнивает его с вымирающим ихтиозавром. В его кабинете стоят бесчисленные банки с причудливыми экспонатами.
Сердце девушки, вываренное в йоде.
Окаменелый обломок позапрошлого лета. 
И еще на булавке что-то вроде засушенного хвоста небольшой кометы.
Эти препарированные символы живого и чудесного, которые ученый коллекционирует в мертвом виде, олицетворяют мертвенность науки. А абсурдное название трактата и главное достоинство ученого - «он может ежесекундно извлекать квадратный корень» - еще больше показывают его оторванность от реальности и неспособность интересоваться настоящей жизнью.
«Гимн здоровью» в устах поэта представляет собой призыв «на сытый праздник тучному здоровью людей из мяса». Пациенты, истощенные врачебными предписаниями, могут только мечтать о возмездии докторам, написавшим здоровенные медицинские тома.
... потащим мордами умных психиатров и бросим за решетки сумасшедших домов!
«Гимн критику» прославляет своего героя, «невзрачного детеныша», родившегося «от страсти извозчика и разговорчивой прачки».
...Мать поплакала и назвала его: критик.



     
     



...от мамаши мальчик унаследовал запах и способность проникать легко и без мыла.
Нужно обратить внимание на то, к каким сравнениям прибегает Маяковский, описывая критика. Вырос он «приблизительно с полено», веснушки у него «рассыпались как рыжики на блюде», в люди его провели «изящным ударом колена», его нос, похожий на «построчный пятачок», обнюхивает «приятное газетное небо». Критик доит из писательского «вымени» себе на одежду, пропитание, становится хищником.
Легко смотреть ему, обутому и одетому, молодых искателей изысканные игры и думать: хорошо - ну, хотя бы этому потрогать зубенками шальные икры.
Маяковский призывает писателей построить на свои средства богадельню для критиков за их «тяжелый» труд.
Писатели, наемного. Собирайте миллион.
И богадельню критикам построим в Ницце.
Вы думаете - легко им наше белье
ежедневно прополаскивать в газетной странице!
Осмеяние «мира сытых» - главная тема его «Гимна обеду». Миллионы идущих обедать и тысячи успевших наесться - безликая масса, желудки, рты.
...если б рот один, без глаз, без затылка - сразу могла б поместиться в рот целая фаршированная тыква.
Лежи спокойно, безглазый, безухий,
С куском пирога в руке,
А дети твои у тебя на брюхе Будут играть в крокет.
Сытый спит, «не тревожась картиной крови и тем, что пожаром мир опоясан», думая только о продуктах и их безмерности. Если же кончатся продукты, он и из звезд сделает консервы. Погибшему от переедания поэт предлагает написать на памятнике, что из миллионов котлет его были четыреста тысяч.
«Гимн взятке» начинается заискивающим тоном, так говорят при даче взятки:
Пришли и славословим покорненько тебя, дорогая взятка,
все здесь, от младшего дворника до того, кто в золото заткан.
Завистливых взяточники обещают наказать, надеть мундиры и медали и показать «убедительный кулак». Они всегда найдут, к чему придраться и подскажут, сколько им нужно дать, чтобы они закрыли глаза на нарушение. Взяточника Маяковский сравнивает с козой, стоящей около огорода. Не может такого быть, чтобы коза в огород не влезла. А у них огород — вся Россия.
Было бы время, я б доказал,
Которые - коза и зелень.
И нечего доказывать - идите и берите.
Умолкнет газетная нечисть ведь.
Как баранов, надо стричь и брить их.
Чего стесняться в своем отечестве?
Все, что показывает и высмеивает в своих сатирических гимнах Маяковский, идет вразрез с его представлениями о новой России. Такого рода ученые и врачи, судьи, критики, взяточники, «желудки» — то, от чего надо избавляться молодой стране и избавляться самыми резкими методами. Поэтому так абсурдно показаны их однобокие интересы и паразитическое существование. Маяковский непримиримо относится к подобным явлениям и видит свою роль в том, чтобы искоренять их беспощадной сатирой, гиперболизированным описанием, которое вызывает у читателя чувство отвращения к таким явлениям жизни. Продолжая писать сатирические стихи после революции, в «Окнах РОСТа» Маяковский синтезирует опыт своих гимнов, создавая краткие и язвительные подписи к карикатурам на врагов общества — мещанство и бюрократизм.



Похожие сочинения


Сатира Маяковского
Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина
Юмор и сатира в творчестве Ломоносова

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее