Тема любви в поэзии В В Маяковского - сочинение

Маяковский — поэт, обладающий ярким гражданским темпераментом. С гражданских позиций освещена в его творчестве и тема любви. Предъявляя к поэзии требование общественной полезности, автор в ряде случаев вообще отказывает любви в праве на внимание художника. Так, в поэме о Ленине он заявляет: «...нынче не время любовных ляс». Эти слова перекликаются со знаменитым некрасовским стихотворением «Поэт и гражданин», в котором высказана похожая мысль: «Еще стыдней в годину горя... ласку милой воспевать...» Однако и для Некрасова, и для Маяковского демонстративный аскетизм, отстранение от любовной темы, — не более чем полемическое преувеличение. Тема любви достойно представлена в творчестве обоих авторов.
У Маяковского разговор о любви часто перерастает в размышление о сущности любви, поэтому ряд стихотворений и поэм на эту тему носит программный характер. К числу программных произведений поэт относил и поэму-тетраптих «Облако в штанах». В предисловии к изданию 1918 года автор так определил идейную суть поэмы: «„Облако в штанах"... считаю катехизисом сегодняшнего искусства. „Долой вашу любовь", „долой ваше искусство", „долой ваш строй", „долой вашу религию" — четыре крика четырех частей».
Во вступлении звучит характерное для раннего Маяковского противопоставление бунтующего героя миру «сытых» — ленивому, пассивному обывателю:
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке, буду дразнить об окровавленный сердца лоскут; досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.
В «Облаке...» мысль о «новой любви» выражена не столько в программных формулировках, сколько в общем настроении поэмы, в образе лирического героя, наделенного грандиозными переживаниями, свежестью и яркостью чувств, масштабным восприятием мира:
У меняв душе ни одного седого волоса, и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса, иду — красивый, двадцатидвухлетний.
Автор повествует о старой как мир драме отвергнутого чув-' ства, описывает различные оттенки любовных мук:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сестрам, Люде и Оле, — ему уже некуда деться.
Однако привычные романтические образы у Маяковского звучат по-новому. «Пожар сердца» (традиционная метафора) обрастает у него многочисленными будничными деталями, описывается как вполне реальное, грозящее гибелью бедствие:
Люди нюхают — запахло жареным!
Нагнали каких-то.
Блестящие!
В касках!
Нельзя сапожища!
Бытовые подробности соседствуют с яркими гиперболами («страх схватиться за небо», «стоглазое зарево», «в столетия выстони»), фантастикой и гротеском («каждое слово... выбрасывается, как голая проститутка из горящего публичного дома», «обугленный поцелуишко»).
Необычно и описание времени, которое изнуряет героя, ожидающего прихода любимой. Маяковский одушевляет и очеловечивает время: «хмурый» вечер уходит «в ночную жуть», полночь гонится за рассказчиком с ножом, двенадцатый час падает, «как с плахи голова казненного».



В «Облаке в штанах», в поэме «Флейта-позвоночник» тема любви отмечена чертами трагизма. Личная драма героя, отвергнутого любимой, которая становится «вещью» в продажном и безнравственном мире, обрамлена в этих произведениях картинами мрачного городского пейзажа (образами ночи, «черной как Азеф», города, где «всех пешеходов морда дождя обсосала»). В своих произведениях на тему любви Маяковский раскрывается как поэт-лирик и одновременно поэт-трибун. В поэме «Люблю» автор отождествляет личное с историческим. Если в обывательском «маленьком мирике для спален растут кучерявые личики», то способность к подлинной любви воспитывается, по Маяковскому, в горниле социальной борьбы: Меня вот любить учили в Бутырках. Любовь не отделяет поэта от реальной жизни, а, напротив, побуждает его соперничать с миром, вести с ним диалог на равных: говорить «с... домами», ловить «столиц сердцебиенье дикое», понимать «язык трамвай- ский». В поэме «Про это» Маяковский пишет о всеобщности, всемирное™ любви, о ее великой власти над душами людей: Эта тема сейчас и молитвой у Будды и у негра вострит на хозяев нож. Если Марс, и на нем хоть один сердцелюдый, то и он сейчас скрипит про то ж. Работая над поэмой, автор писал: «Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным...» Воспевая любовь, Маяковский ощущает свою ответственность за выполнение важного «социального заказа» — очистить новый социалистический быт от тины мещанства и «обыденщины», приблизить коммунистическое будущее, в котором люди будут жить под знаком свободной, бескорыстной, возвышающей любви: Чтобы не было любви — служанки замужеств, похоти, хлебов. Постели прокляв, встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь. В стихотворении «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» это чувство осмыслено как неиссякаемый источник творческой энергии. Любовь заставляет «до ночи грачьей... рубить дрова, силой своей играючи», запускает в человеке «сердца выстывший мотор». Благодаря ей рождается поэтическое слово, способное «вражьи головы спиливать с плеч». «Письмо товарищу Кострову...» было написано под впечатлением от знакомства Маяковского во время его пребывания в Париже с Татьяной Яковлевой. В том же году Маяковский создает еще одно поэтическое «письмо», адресованное на сей раз непосредственно Яковлевой («Письмо Татьяне Яковлевой» было опубликовано лишь в 1955 году). Как и в «Письме товарищу Кострову...», тема любви раскрыта здесь с позиций гражданина: В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть. Личное счастье, утверждает автор, неотделимо от счастья «ста мильонов», поэтому к романтическим переживаниям влюбленного поэта, которого сжигает и страсть и ревность, примешивается горечь и обида «за Совет скую Россию», отвергнутую любимой. Каждую из своих «любовей» Маяковский переживал «с гиперболической силой» (Л. Ю. Брик), мучался ревностью, готов был все отдать «за одно только слово ласковое, человечье», но в конечном счете его «любовная лодка» потерпела крушение. Об этом поэт написал в своем предсмертном письме: Как говорят — «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и ни к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Причины самоубийства Маяковского до конца не выяснены. Возможно, решающим мотивом был разрыв с Татьяной Яковлевой и ее замужество, возможно — конфликт с Вероникой Полонской — последней возлюбленной поэта, возможно — иные обстоятельства. В своем предсмертном письме поэт упоминает, среди прочих имен, и JI. Ю. Брик («Лиля — люби меня») — начиная с 1915 года и на протяжении многих лет поэт вел с ней «смертельный любви поединок». В книге русской любовной поэзии Маяковский написал свою яркую страницу. В его стихах любовь воспета как могущественное, всесильное чувство, заполняющее Вселенную и призванное возвысить человека над «обывательщиной» и прозой.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Маяковский > Тема любви в поэзии В В Маяковского