Дополнительное чтение Н Гоголь «Мертвые души» - сочинение

Цель: продолжить знакомство с творчеством Н. Гоголя, познакомить учеников со спецификой жанра «Мертвых душ» и повторить особенности жанра романа и поэмы; учить составлять рассказ о герое произведения и логически и четко его излагать; формировать умение работать с художественным произведением, подбирать ключевые фразы; развивать аналитическое мышление, умение строить самостоятельные заключения; отрабатывать навыки восприятия художественной системы автора.

Оборудование: портрет Н. Гоголя, иллюстрации к поэме «Мертвые души», кроссворды.

Тип урока: комбинированный.

    У писателя только
    и есть один учитель: сами читатели...
    Н. Гоголь
    В мире искусства нет смерти, и мертвые
    также вступаются в дела наши
    и действуют вместе с нами, как живые.

Н. Гоголь

 

Ход урока.

I.        Мотивация учебной деятельности.

Учитель. В своей «авторской исповеди» Гоголь отмечает, что мысль написать «Мертвые души» подал ему Пушкин: «Пушкин считал, что сюжет «Мертвых душ» подходит мне потому, что дает полную свободу проехаться вместе с героем по всей России и изобразить разнообразие разных характеров». Произведение построено как история похождений Чичикова, который покупает фактически мертвые, но юридически живые, т.е. не вычеркнутые из ревизских списков, души. Он хочет купленные «души» заложить в банк как живых крепостных крестьян и получить за них немалую сумму денег. Итак, попробуем и мы сегодня присоединиться к автору и попутешествовать пространствами России ХIХ ст. и познакомиться с представителями помещичьего круга.

II.      Актуализация знаний.

1. Разгадывание кроссворда, подготовленного учителем.

 
  	  	  	1 	  	  	  	  	  	  	  	 
  	2 	  	  	  	  	  	  	  	 
  	  	3 	  	  	  	  	  	  	 
4 	  	  	  	  	  	  	  	 
  	5 	  	  	  	  	  	  	 
  	  	6 	  	  	  	  	  	 
  	  	7 	  	  	  	  	 
8 	  	  	  	  	  	  	  	 
9 	  	  	  	  	  	  	 

1.  Название села – семейного имения родителей Н. Гоголя. (Васильевка).

2.  Сборник Н. Гоголя, напечатанный в1835 году. («Миргород»).

3.  Сборник, напечатанный в том же году, что и сборник «Миргород». («Арабески»).

4.  Название комедии, которая понравилась царю, но вызвала неоднозначную реакцию в обществе. («Ревизор»).

5.  Фамилия главного героя известного романа Гоголя. (Чичиков).

6.  Название повести Гоголя, тема которой - образ «маленького человека». («Шинель»).

7.  Город,  в  котором  Гоголь  учился  в  гимназии  (позднее -  лицее). (Нежин).

 

8.  Название села, где находилось имение, которым управлял отец Гоголя, культурный центр. (Кибинцы).

9.  Известный роман-поэма Гоголя. («... души»). Ключевое слово: место рождения Гоголя. (Сорочинцы).

III. Работа над темой урока.

1.      Запись в тетради.

Специфика жанра романа «Мертвые души».

7 октября 1835 года в письме к Пушкину Гоголь сообщает, что начал писать «Мертвые души». Раньше речь шла о небольшой повести. Теперь Гоголь пишет, что «сюжет растянулся на предлинный роман» и он остановился на третьем разделе. Однако произведение было не очень похоже на роман, ведь образцом романа Гоголь, как и большинство его соотечественников, считал «Евгения Онегина». Гоголь дал своему произведению, которое принадлежит к жанру романа, подназвание «поэма», подобно Данте, который в своей большой поэме «Божественная комедия» не только вскрыл глубину человеческого греха, но и показал путь к спасению души.

Ученики предоставляют определение к словам «роман», «поэма», объясняют характерные особенности этих жанров.

Задача для учеников:

Определите общие черты в жанрах роман и поэма.

Какие жанровые особенности романа и поэмы использовал Н. Гоголь.

Вывод: Н. Гоголь создал принципиально новую жанровую модель и новую модификацию героя-мошенника, героя-авантюриста.

2.      Продолжение записей в тетради.

«Мертвые души» — панорама изображения жизни общества Согласно замыслу, основной композиционный прием, которым пользуется  Гоголь,—  антитеза.  Это  противопоставление —  стилистическая фигура;  особенно  подчеркнутое  противопоставление  противоположных  жизненных явлений, понятий, мыслей, характеров. Своему высокому эстетичному идеалу Гоголь противопоставляет низкую сущность действительности. Антитезу как композиционный прием автор использует на всех уровнях:

идейном: высокий авторский идеал и низкая действительность;

композиционном: приезд — отъезд героя;

образном: расточительство — скряжничество героев, подъем — падение Чичикова.

Анализ заголовка поэмы «Мертвые души».

Традиционно считается, что выражение «мертвые души» существует со времен крепостничества, но исследования опровергают эту мысль. Историк, преподаватель Петербургского университета, писал Гоголю: «Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, приписанные, прибывшие, отбывшие...». Это выражение не употреблялось ни в государственных актах, ни в указах, ни в других официальных документах, ни в художественной, ни в научной, ни в справочной литературе. Итак, лишь с появлением поэмы Гоголя это выражение получило статус афоризма со значениями: 1. люди, которые фиктивно числятся где-нибудь. 2. люди, «мертвые духом».

Дух - это психические способности, сознание, мышление, которые побуждает к действию и деятельности; начало, которое определяет поведение.

Заголовок романа, использованный Гоголем, - это вывод, к которому он пришел в результате художественного анализа жизненной действительности. Почему же тогда население России первой половины ХIХ ст. кажется писателю мертвыми душами?

3. Пообразный анализ поэмы. (работа ведется в 6-ти группах).

Группы работают над характеристикой определенного персонажа по приблизительному плану (на рабочем столе у каждой из групп).

План.

1.  Персонажем какого произведения является герой?

2.  Социальный статус героя. Описание внешности.

3.  Сведения из биографии героя или о его образе жизни.

4.  Взаимоотношения с другими героями (характеристика его другими героями).

5.  В каких поступках наиболее ярко проявил себя его характер? (Если автор не описывает характер «прямо», определите его самостоятельно).

6.  Как автор относится к своему герою? (Проанализируйте лексику, внешность, поступки, ситуации, в которых оказывается герой).

7.  Ваше отношение к герою и отношение к нему автора.

Примечание. На подготовку к ответу дается около 15 минут, после чего группы представляют своего героя.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мертвые души > Дополнительное чтение Н Гоголь «Мертвые души»