Дополнительное чтение Н Гоголь «Мертвые души» ч2 - сочинение

Представление героя может происходить двумя способами:

а)   ученики презентуют результаты своей работы согласно плану;

б)   ролевая игра — представление делает один представитель группы от первого лица (от лица своего героя), учитывая его точку  зрения и взгляды на вещи.

Группа 1. Образ Чичикова.

Чичиков внешне аккуратный, любит чистоту, одетый в хороший модный костюм, всегда старательно побритый; всегда на нем чистое белье и модная одежда «коричневых и красноватых оттенков с искрой» или «цвета наваринского  дыма  с  огнем».  Но  внешняя  опрятность,  чистота  Чичикова, поразительно контрастирует с внутренней грязью и непорядочностью героя. Образом Чичикова автор подчеркнул типичные черты хищника, негодяя и накопителя. В одиннадцатой главе автор детально рассказывает о жизненном пути героя от рождения до момента, когда он занялся приобретением мертвых душ. Как формировался характер Чичикова? Какие жизненные интересы, сформированные под влиянием внешнего окружения, руководили его поведением?

Еще в детстве отец учил его: «...более всего угождай учителям и начальникам... общайся с теми, кто более богатый, чтобы в некоторых случаях были тебе полезными,  а больше всего береги копейку, эта вещь самая полезная в мире... Все сделаешь и пробьешь мир копейкой». Эти советы отца легли в основу взаимоотношений Чичикова с людьми еще со школьных лет. Еще в училище он добился хорошего отношения учителей, успешно накапливал деньги. Служба в разных учреждениях развила его естественные данные – практичный ум, изобретательность, лицемерие, терпение, умение «понять дух начальника», отыскать слабое место в душе человека и умение влиять на него из корыстных соображений. Все свои умения Чичиков направил на достижение желаемого обогащения. Он умел приворожить и губернский город, и усадьбы. Чичиков умеет найти подход к кому-нибудь, четко рассчитав каждый свой шаг и приспособившись к характеру помещика. Читатель замечает разницу в манере его общения с каждым из помещиков.

Гоголь сатирически разоблачает своего героя «негодяя», представителя тех хищников, которых немало появилось в 30-е годы XIX ст., когда буржуазно-капиталистические силы уже начали развиваться в рамках феодально-крепостнического порядка.

Группа 2. Образ Манилова.

Образом Манилова открывается галерея помещиков. Он немного напоминает Чичикова своей «сладкой» опрятностью и изысканностью одежды и движений. Еего жизнь пустая и никчемная. Даже имена своим сыновьям Манилов дает исключительные - Фемистоклюс и Алкид. Свою жизнь помещик проводит в полной бездеятельности. Он отошел от любой работы, даже ничего не читает. Свое безделье Манилов украшает беспочвенными мечтами и «прожектами», которые не имеют смысла. Вместо настоящего чувства у Манилова - «приятная улыбка», сладкая любезность; вместо мысли - бессмысленные суждения; вместо деятельности - пустые мечты.

Что касается главной цели визита Чичикова, Манилов даже не знает, сколько у него умерло крестьян, и проявляет к этому полнейшее равнодушие.

Группа 3. Образ Коробочки.

Настасия Петровна Коробочка перед нами возникает пародией на человека, воплощением такой же духовной пустоты, как и Манилов. Мелкая помещица (владеет 80-ю душами), она домовитая хозяйка, но ее мировоззрение крайне ограничено. Автор подчеркивает ее тупость, необразованность, суеверность, тягу к наживе. Не всегда можно доверять первым впечатлениям. Чичикова вводит в обман внешняя простота Коробочки, наивная патриархальная речь, которая свидетельствует о том, что она всегда жила в селе, среди крестьян, никакого образования не получила, а в городе бывает с единственной целью: узнать о ценах на некоторые товары. Чичиков называет Коробочку «дубиноголовой», но эта помещица не глупее его; как и он, она ни за что не прозевает свою выгоду. Она хорошо знает, что делается в ее хозяйстве, за какую цену и какие продукты продаются, сколько у нее крепостных, кого как зовут и сколько когда умерло.

Группа 4. Образ Ноздрева.

Тип «живого мертвеца» представляет собой Ноздрев. Это полная противоположность и Манилову, и Коробочке. У него «неудержимая живость и воинственность характера». Он гуляка, прохиндей и лжец. Даже не понимая сути аферы Чичикова, он распознает в нем прохиндея. Свое хозяйство Ноздрев вконец забросил, отлично содержится лишь псарня, так как он любит охоту.

Группа 5. Образ Собакевича.

Собакевич - новая ступенька морального падения человека. Он приверженец старых крепостнических форм ведения хозяйства, враждебно относится к городу и просвещению, пылко стремится к наживе. Жажда к обогащению толкает его на нечестные поступки. Этот помещик умеет вести хозяйство. Богатство предоставляет ему уверенности в себе, делает независимым в суждениях. Он хорошо знает, как разбогатели другие помещики и высшие чиновники в губернии и глубоко их пренебрегает. Собакевич, кроме барщины, применяет еще и денежно-оброчную систему. Крепостные его умирают из-за нечеловеческих условий существования, так как он с ними ведет себя жестоко, несмотря на их таланты и способности. А крестьяне у него в самом деле талантливые: умелый каретник Михеев, плотник Степан Пробка, цегельник Милушкин, сапожник Максим Телятников и прочие.

Просьба Чичикова продать «мертвые души» не приводит в удивление Собакевича, поскольку тот убежден, что деньги можно делать на всем. Автор подчеркивает широкое обобщающее значение этого образа.

Группа 6. Образ Плюшкина.

«Прореха на человечестве», Плюшкин - полная противоположность Собакевичу. Он настолько потерял человеческое подобие, что Чичиков сначала считает его ключницей. Бесспорно, он имеет доходы, и немалые: свыше тысячи душ крепостных, полные амбары всякого добра. Однако его чрезвычайная скупость превращает богатство, заработанное для него тяжелой работой крепостных, в пыль и гниль. Есть ли что-то дорогое для него в жизни? Плюшкин забыл, ради чего живет на свете. Его крепостные страдают от скупости хозяина и «умирают, как мухи». По словам Собакевича, он всех людей переморил голодом. Все человечное умерло в нем; это в полном понимании «мертвая душа». У этого помещика нет человеческих качеств, даже отцовские вещи для него более дороги, чем люди, которых он считает ворами и мошенниками. В образе Плюшкина с особой силой и сатирической обостренностью воплощено позорное стремление к накоплению любой ценой, рожденное обществом.

Не случайно Гоголь образом Плюшкина завершает галерею помещиков. Автор показывает, что может произойти с каждым из них. Гоголя обижает поругание над человеком как подобием Божьем. Он говорит: «и к такому ничтожеству, мелочности, гадости мог дойти человек? Мог ли так измениться! и похоже это на правду? Все похоже на правду, все может произойти с человеком...».

4. Обобщение.

Учитель. Вся галерея образов первого тома «Мертвых душ» убедительно раскрывает внутреннюю убогость помещиков. Каждый из них имеет индивидуальные черты. Однако все они - помещики, поэтому у них есть и общее, рожденное порядком: паразитизм, жизнь за счет крестьян-крепостных; ограниченные животные интересы, отсутствие любых высоких идейных порывов души; низость, притупление человеческих чувств, грубый эгоизм; отсутствие общественно-полезной деятельности. Все они - «мертвые души». Такими видел их Гоголь. «Будьте не мертвыми, а живыми душами... Забирайте же с собой в дорогу, исходя из мягких юношеских лет в суровое жестокое мужество, забирайте с собой все человеческие чувства, не оставляйте их на пути, не поднимете потом!» - призвал писатель.

IV. Рефлексия.

1.       Проблемный вопрос.

Гоголь как-то сказал: «Засмеяться добрым светлым смехом может только лишь глубоко добрая душа». Как вы считаете, смех у Гоголя был не очень добрым и светлым, или его душа не могла быть достаточно доброй?

2.       Кроссворд «наоборот».

    Город на Полтавщине, с которым связаны наилучшие воспоминания Гоголя. (Миргород).
    Название одной из петербургских повестей Гоголя. («Портрет»).
    Известная комедия Гоголя. («Ревизор»).
    Город, в котором в возрасте 12 лет начал учиться Гоголь. (Нежин).
    Населенный пункт, где происходили события, описанные в «Вечерах на хуторе...» (Диканька).
    Повесть «Майская ночь, или ...» (Утопленница).
    Повесть Гоголя, в которой ведется рассказ об Акакие Акакиевиче Башмачкине. («Шинель»).

10. Семейное имение родителей Гоголя. (Васильевка).

Ключевое слово: название известного романа Гоголя. («Мертвые души»).

3. Методика «Пресс».

Тема высказывания: «Персонаж поэмы Гоголя “Мертвые души”, который меня больше всего поразил».

Ученики формулируют высказывания по схеме:

«Я хочу сказать об ... потому, что ... , например, ... . Итак (поэтому), я считаю ... ».

V. Домашняя задача.

Повторить материал по теме «От романтизма до реализма. Русская литература начала ХIХ ст», подготовиться к тематической аттестации № 6.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мертвые души > Дополнительное чтение Н Гоголь «Мертвые души» ч2