👍Сочинение Накопление – единственная жизненная цель Плюшкина Мертвые души
Накопление – единственная жизненная цель Плюшкина - сочинение

Меры падения человека. Мелочность, ничтожность достигают предельного выражения в образе Плюшкина, который завершает портретную галерею «хозяев жизни». Подобно Коробочке и Собакевичу, Плюшкин поглощен заботами о накоплении богатств; подобно им, он находится во власти эгоистических чувств и желаний. Но эти эгоистические желания приобретают у Плюшкина характер всеобъемлющей страсти, довлеющей над всем скупости. Накопление становится единственной жизненной целью, вне которой для него решительно ничего не существует. Весь целиком, с головы до ног Плюшкин уходит в собирание «богатств». Ненасытная жадность ведет к тому, что он теряет ощущение значимости вещей, перестает отличать важное от мелочи, полезное от ненужного.

При такой внутренней обесцененности предметного мира особую притягательность неизбежно приобретает малозначительное, несущественное, ничтожное; на нем и сосредоточивает свое внимание Плюшкин. «Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко или сургучик». Боязнь что-либо упустить заставляет Плюшкина с неутомимой энергией собирать всякий хлам, сякую ветошь, все то, что давно перестало служить жизненным потребностям человека. Плюшкин превращается в преданного раба вещей, раба своей страсти.

Жажда накопления толкает его на путь всяческих! самоограничений. Он не позволяет себе ни излишеств, он готов питаться впроголодь, одеваться в тряпье, и все это для того, чтобы не подорвать основы своего «благосостояния».

Человеческое в Плюшкине совершенно стерлось, исчезло. Характерно, что при встрече с ним Чичиков долго не мог разобрать, к какому полу принадлежит то существо, которое он увидел, он не мог понять — ключник это пли ключница. Плюшкин не всегда был жадным скупцом, когда-то он слыл хорошим семьянином, отличался опытностью. Скрягой он стал вследствие жизненных обстоятельств. II отличие от других поместных владетели, биографий которых писатель не дает, Плюшкин изображен и процессе жизненного развития. Биография Плюшкина не только раскрывает реальные истоки всепоглощающей страсти, она отражает то, до какой глубочайшей деградации может дойти человек в определенных социальных условиях, «И до такой ничтожности, мелочности, мог снизойти человек мог так измениться!

II похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком». Чем больше овладевала Плюшкиным жажда накопления, тем ничтожнее его жизнь, он сам. «Человеческие чувства... мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось В этой изношенной развалине».

Духовное оскудение человека, его нравственное падение вызывают авторские чувства горечи и скорби. Они не случайно с такой ясностью высказаны в главе о Плюшкине.

В главе этой показана, пожалуй, наибольшая мера угасания человеческого, наибольшая потому, что Плюшкин был не всегда таким, каким он предстает перед читателем. Ненасытная скупость разрушает всякие человеческие связи, всякое общение Плюшкина с людьми. Он безжалостно обрезает нити, некогда соединявшие его с кругом знакомых и друзей. Поглощенный своей страстью, Плюшкин не испытывает никакой потребности ни в дружеских отношениях, ни в общении с окружающим миром. И это не только потому, что дружеские, как и всякие иные, человеческие чувства из него полностью выветрились, но и оттого, что общение с окружающими людьми, с точки зрения Плюшкина, должно нанести ущерб его материальному благополучию. Всякое посещение друзей и знакомых означает расходы, а их-то Плюшкин безумно страшится.

Всякий гость и посетитель для него это истинное огорчение, зло, которого лучше избежать. Ко всем, кто посещает его имение, он относится с явным подозрением, видя в любом посетителе своего недоброжелателя и даже потенциального врага.

Страшная скупость создала непроходимую пропасть между Плюшкиным и его детьми. И по отношению к ним Плюшкин не питает никаких чувств, и для них он не желает пойти ни на какие, даже самые незначительные жертвы. Их, так же как и всех окружающих, Плюшкин рассматривает в качестве возможных и даже, пожалуй, самых опасных расхитителей его имущества. Поэтому он не только не принимает никаких шагов к примирению со своими детьми, по и тогда, когда его дочь приезжает к нему, он встречает ее без всякой радости. Плюшкин прощает ей уход из дома, но поступиться чем-либо ради нее он не хочет.

Оборвав связи с окружающим миром, Плюшкин остается одиноким в своем стяжательстве. Изолировавшись от жизни, он чувствует страх перед ней, перед тем, что происходит вокруг него. Самому себе Плюшкин представляется беззащитным существом, окруженным людьми, готовыми каждую минуту его ограбить. Он объят постоянным страхом, причем не столько за свою собственную участь, сколько за сохранность своих вещей. Всюду и везде Плюшкину чудится возможность похищения накопленных им ценностей. Обладая большим богатством, Плюшкин перед всеми, с кем он сталкивается, старается преуменьшить его, хочет предстать человеком, который принужден бедствовать.

Скупость Плюшкина — это уродливое порождение паразитических форм жизни, паразитического бытия. Плюшкин накопляет, увеличивает те предметные ценности, которые созданы трудом его крепостных крестьян. Несмотря на то, что произведенные ранее вещи, оставаясь без употребления, бесполезно гибнут, сбор «податей» в его имении продолжается с неизменным постоянством и неумолимой твердостью. Накопляя и оберегая свои сокровища, Плюшкин с глубокой неприязнью, враждебностью относится к крестьянам, создающим все его богатства. Крестьяне для Плюшкина это тунеядцы и лентяи, мошенники и воры. Отражение жизни крестьян мы находим в разных местах главы, посвященной Плюшкину. По существу, тема эта проходит через все описание его быта, психологического облика и поведения.

Она раскрывается не только в беседах Плюшкина с Чичиковым, но и в сценах с Прошкой, с Маврой, в изображении отдельных картин и деталей. Не желая производить «лишних» расходов, Плюшкин морит голодом своих крестьян.

Не удивительно поэтому то огромное число мертвых душ, которое оказывается у него. Недаром цифра, сообщенная Плюшкиным, вызывает такое радостное возбуждение Чичикова. Отказываясь мириться со своим страшным положением, спасаясь от голода, крепостные Плюшкина убегают из его вотчины.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мертвые души > Накопление – единственная жизненная цель Плюшкина