Смешное и трагическое в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» - сочинение

Гоголь обладал гениальным даром подмечать комические стороны реальной жизни, а потому большинство его произведений наполнено тонким юмором и едкой сатирой. Писатель решительно отвергал юмор, служащий «для праздного развлечения и забавы людей». В смехе он видел сильнейшее оружие борьбы с социальным злом.
Характеризуя художественные особенности своей поэмы, Гоголь отмечал, что «громадно несущаяся жизнь» предстает в ней «сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы».
В поэме «Мертвые души» комизм заключается в ярко выраженном противоречии между реальной ничтожностью действующих лиц и тем положением в обществе, которое они занимали, между духовной нищетой и внешней представительностью, между моральным уродством и претензией на добродетель. Гоголь жестоко осмеял социальную среду, в которой царили пошлость и духовное вырождение людей, принадлежащих к числу «хозяев жизни», а на самом деле являющихся воплощением самых различных человеческих пороков.
На этом общем фоне еще ярче видна комичность каждого отдельного героя. Манилов ведет себя так, как будто является эталоном культуры, образованности, утонченности чувств и человеческого достоинства. Однако при ближайшем рассмотрении он оказывается лишь пустым мечтателем и сентиментальным болтуном. Контрастом Манилову является «хозяйственная» и прозаическая Коробочка, которую Чичиков называет «дубинноголовой». Ему с ней особенно трудно: в ней настолько развита страсть к стяжательству, что она не позволяет себя надуть. Коробочка сама кого хочешь надует. Ноздрев развивает кипучую энергию, затевает множество дел, но кончается это всего-навсего скандалами и «историями». Сам же он оказывается лжецом и хвастуном. Со- бакевич полон глубочайшего презрения к людям: всех считает мошенниками и надувателями. А кто же тогда сам Собакевич? Он- то как раз и является настоящим мошенником.
Объятый жаждой стяжательства, Плюшкин превратил свою жизнь в постоянное собирание всякой дряни. При этом он считает свои действия разумными. Плюшкин отгородился от всего мира, поддался мелким, низменным чувствам и побуждениям и в результате стал пародией на человека, «прорехой на человечестве».
Чичиков выступает под маской добродетели, но внешняя благовоспитанность, изящество манер являются лишь прикрытием его хищничества, аморальности и эгоцентризма.
Комичны не только характеры отдельных героев поэмы, комична вся обстановка, в которой они живут и которая удивительно соответствует их внутреннему миру.



Для сатирического изображения действительности Гоголь использует различные приемы. Одним из них является иронически возвышенная манера повествования, находящаяся в полном контрасте с тем явлением, о котором идет речь. Описывая жителей города, писатель рассказывает о «хорошем» тоне, господствующем в «избранном» обществе, заставляющем двух дам поссориться из-за манкировки визитом: «И как уж ни старались потом мужья и родственники примирить их, но нет, оказалось, что все можно сделать на свете, одного только нельзя: примирить двух дам, поссорившихся за манкировку визита». В иронически возвышенном тоне писатель рассказывает и о дружеском сообществе, корпорации губернских чиновников, об уровне их культуры, степени их образованности: «Многие были не без образования: председатель палаты знал наизусть “Людмилу” Жуковского, которая еще была тогда непростывшею новостию, и мастерски читал многие места, особенно: “Бор заснул, долина спит”, и слово “чу!”...» Необыкновенно комична «высокая» речь героев. Здесь мы встречаемся с замечательными примерами ложного, пустого пафоса действующих лиц. Пафос зачастую направлен на самые незначительные предметы и явления: как правило, это восторженные рассуждения о всяком вздоре. Вот что говорит приятная дама даме приятной во всех отношениях: «Сестре я прислала материйку: это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску все глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки... Словом, бесподобно! Можно сказать решительно, что ничего еще не было подобного на свете». В этом монологе выявляются абсолютная пустота и бессодержательность действующего лица. Столкновение «высокого» и «низкого» проявляется также в резких переходах от лирических отступлений к прозаическим картинам повседневной жизни. Таким образом, какие бы формы ни принимали юмор и сатира в поэме, они направлены на выявление отвратительного облика низменной, пошлой жизни. Гоголь беспощадно обличал движущие мотивы поведения героев. По мере развития действия все больше выявляются отрицательные черты общественной среды. Развенчивая отдельных героев, писатель вскрывает язвы всего общественного уклада. Сатирическая острота поэмы «Мертвые души» сделала ее грозным оружием в борьбе с крепостничеством, косностью и застоем. Писатель выступал здесь не как бесстрастный наблюдатель, а как человек, которому бесконечно дорога судьба родной страны, как гражданин, с болью в сердце воспринимающий ее невзгоды и печали.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мертвые души > Смешное и трагическое в поэме Н В Гоголя «Мертвые души»