Человеческие типы в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» - сочинение

В своей поэме «Мертвые души» Гоголь широко развернул картины русской действительности, картины жизни различных слоев общества. Писатель создал огромное эпическое полотно, в котором отразилась вся Русь, хотя и «с одного бока». Изображая людей привилегированной среды, Гоголь решительно отказался от показа «возвеличенных образов». В «Мертвых душах» получили свое дальнейшее развитие художественные принципы, воплощенные в «Ревизоре». Обрисовка мелочных, пошлых героев здесь сливается с воплощением больших социальных тем. Изображение каждого действующего лица тесно связано с развитием темы России и народа.
Большое внимание Гоголь уделял описанию той конкретной социально-бытовой обстановки, которая породила героев поэмы и от которой они неотделимы. Показ среды приобретал особую значимость потому, что писатель в «Мертвых душах» раскрывал не только судьбы отдельных героев, но и судьбу целого социального уклада. 
Общественная среда нарисована в поэме-романе как многообразное и сложное явление. Взаимоотношение человека и социальной среды для Гоголя было исходным моментом в показе психологии и поведения действующих лиц. Пороки главных действующих лиц поэмы проистекают не из внутренней природы человека, а являются выражением конкретных жизненных условий и обстоятельств.
Выбрав в качестве сюжетной основы повествование о покупке и продаже мертвых душ, Гоголь изображает все происходящее как ординарное явление. Ведь такая идея могла прийти в голову главному герою только потому, что он был уверен: торговля крестьянами как живым товаром вполне возможна. По мере осуществления Чичиковым своего замысла на сцене появляются другие действующие лица, которым Гоголь дает глубокую и беспощадную характеристику. Отношение к крепостнической собственности, к народу объединяет этих героев и выявляет их сущность.
Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин по- настоящему комичны и смешны потому, что их облик ничтожных людей находится в резком противоречии с тем положением «хозяев жизни», которое они занимают. Никчемные существа, ведущие паразитический образ жизни, они считают себя солью земли, воплощением мудрости и добродетели. Поместные хозяева не только смешны, но и глубоко отвратительны. Мертвые души владеют душами живыми, распоряжаясь судьбами миллионов людей.
Писатель подчеркивает, что изображаемые им действующие лица представляют собой не какие-нибудь печальные исключения, а обыденные, широко распространенные характеры. Это те характеры, которыми «кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога». Описывая своих героев, Гоголь показывает их типичность. Читая, мы ловим себя на мысли, что где-то мы их видели, например: «Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей... Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе: ты... Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный».
Определив тот круг людей, к которому принадлежит Ноздрев, Гоголь развертывает яркую характеристику героя и потом 
вновь возвращается к сопоставлению его с разного рода людьми, которым он близок теми или иными сторонами своего характера: «Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины. Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностью, со звездой на груди, будет жать вам руку, разговорится с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, а потом, смотришь, тут же, перед вашими глазами и нагадит вам... Такую же странную страсть имел и IIоздрев».



Изображая Манилова, Гоголь точно так же прибегает к способу сопоставлений: «Один бог... мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се; ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова». А далее, описывая различного рода страсти, увлекающие людей, Гоголь отмечает: «...у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было». За его внешней «приятностью» ничего не стоит, и эта внутренняя пустота как раз и является особенностью Манилова. Имя его стало нарицательным и в наши дни широко используется в отношении пустых мечтателей и фантазеров. То же можно сказать и о Плюшкине — его имя тоже широко используется для характеристики определенного типа людей. Если мы хотим описать человека, для которого накопление становится единственной жизненной целью, то говорим про него: «Настоящий Плюшкин». Скупость Плюшкина — это уродливое порождение паразитического бытия. Характерным качеством этого героя является его стремление преуменьшить перед всеми размеры своего состояния, предстать человеком, который вынужден бедствовать. Рисуя образ Коробочки, писатель оттеняет ее заурядность, обычность: «Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов». Принадлежность к определенному роду людей Гоголь подчеркивает и в характеристике Собакевича: «Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкой которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как то: 4 100 сочинений напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила в свет, сказавши: “живет!”» В психологическом облике героя, в его портрете писатель выделяет некоторые преобладающие черты, являющиеся как бы первоосновой характера. И наконец, центральный герой поэмы, Чичиков, представляет собой человека, вся энергия и неистощимая изобретательность которого направлена на приобретение богатства. Никакие трудности не могут остановить его на этом пути, и для него все методы хороши. Найти подход к каждому и очаровать для того, чтобы потом гнусно обмануть, обхитрить и обокрасть, — естественные для Чичикова поступки. Постоянная приспособляемость этого героя отразилась даже на его внешности: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Эта внешняя обтекаемость скрывает хитрую, скользкую натуру. Из всех героев поэмы Чичиков, пожалуй, наиболее опасен, поскольку его гораздо труднее распознать. Таким образом, Гоголь широко использовал прием преувеличения отдельных черт образа. «Все тонкие, почти невидимые черты» мелких, пошлых героев писатель здесь выставлял «ярко и выпукло на всенародные очи», на всенародное осмеяние. Гоголь специально старался показать характеры своих героев в их крайнем выражении для того, чтобы лучше были видны те человеческие типы, к которым эти герои относятся.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мертвые души > Человеческие типы в поэме Н В Гоголя «Мертвые души»