Чем не похожи друг на друга гоголевские помещики и что у них общего (по поэме Н В Гоголя «Мертвые души») - сочинение

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» стала главным делом всей жизни писателя — произведением, в которое он вложил свои самые сокровенные мысли, всю свою душу. Произведение проникнуто глубокой тревогой писателя по поводу искажения, которому подвергается духовный мир человека в мире душевладельцев. В своей поэме автор отразил главный принцип зарождавшегося в России буржуазного строя — принцип, который Гоголь называл «приобретением». Взаимоисключающую природу «души» и «приобретения» писатель раскрывает в образах помещиков, которых посещает Чичиков. Вместе с тем, Гоголь демонстрирует постепенное омертвление помещичьих душ, утрату ими положительных человеческих качеств.
Изображению помещиков отведены в романе пять «портретных» глав, в которых представлены образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность, отсутствие привычки к труду, но эти социальные черты, обусловленные крепостным правом, принимают различные формы — каждый из помещиков обладает ярко выраженной «индивидуальностью». Автор располагает главы, посвященные помещикам, в особой последовательности — по степени деградации своих героев.
Первым в этой галерее выступает Манилов, самый бескорыстный из всех. В образе совершенно бесхарактерного человека мы видим сочетание праздной мечтательности с духовной немощностью. Считая себя образованнейшим человеком, Манилов создает фантастические проекты, один нелепее другого, не имея представления о реальной жизни. Управлением своего поместья он не занимается, всецело передоверив это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со времени последней ревизии. Его дом «стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть». Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берез «с жиденькими вершинами». Да и в самой деревне нигде не было «растущего деревца или какой-нибудь зелени». О его непрактичности говорит и внутренняя обстановка его дома, где рядом с великолепной мебелью «соседствовали два стула, обтянутые просто рогожей», или «горки выбитой из трубки золы», лежащие на дорогом полированном столе. Но хозяин усадьбы не понимает, что его хозяйство приходит в упадок, не замечает уродливости своего быта. Абсолютную пустоту этого дряблого, сентиментального мечтателя наиболее ярко отражает его речь, наполненная словами-пустышками: «В некотором роде можно было поговорить о любезности следить какую-нибудь этакую такую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое...». Услышав предложение Чичикова, наивный и благодушный Манилов был крайне озадачен. Но получив подтверждение, что все предложенное соответствует «гражданским постановлениям и дальнейшим видам России», — он совершенно успокоился.
После Манилова Чичиков попадает к хлопотливой Коробочке, которая в этом качестве выступает яркой противоположностью бездеятельному Манилову. У нее «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья». Имена крестьян своих она знает наизусть. Но умственный кругозор ее крайне ограничен. Она тупа, невежественна, суеверна, погружена в мир мелочных хозяйственных интересов. Привыкшая жить по установленному порядку, она ко всему необычному относится со страхом и недоверием. Руководствуясь лишь копеечной выгодой, Коробочка боится уступить свои мертвые души — с одной стороны, потому, что опасается «прогадать» и хочет «примениться к ценам», а с другой — думая, вдруг они «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». В этом проявляется особенность этого характера, состоящая в сочетании низкого умственного развития с боязнью прогадать в цене.
После разговора с Коробочкой Чичиков встречает Ноздрева — представителя еще одного типа помещиков. Ноздрев человек самостоятельный и решительный. Он полная противоположность Манилову и Коробочке — непоседа, кутила, герой ярмарок, попоек и карточного стола. Хозяйство его запущено. В отличном состоянии находится только псарня. Среди собак он как «отец родной» среди большого семейства (так и хочется сравнить его с фонвизин- ским Скотининым). Доходы, получаемые от подневольного труда крестьян, он тут же проматывает, что говорит о его нравственном падении, безразличии к крестьянам. Он ведет себя нагло, вызывающе, агрессивно. В отличие от Коробочки, Ноздрев обладает своеобразной «широтой натуры». Но, кроме того, это бесшабашный хвастун и лгун, причем лгун — по призванию и по убеждению.



Вырвавшись от Ноздрева, Чичиков приезжает к Собакевичу — резко отличающемуся от других своей расчетливостью и хитростью. В нем нет ни благодушия Манилова, ни скопидомства Коробочки, ни буйного сумасбродства Ноздрева. Это прижимистый торгаш, по выражению Гоголя, «чертов кулак», обладающий железной хваткой. Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Гоголь дает четкую характеристику этого помещика: «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует». Собакевич четко уловил дух времени: все покупается и продается. И уж он-то умеет извлечь выгоду! Его никто не сможет обмануть! Поэтому его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит, и потому упорно выколачивает из Чичикова выгодную цену. Наконец, предельной степени омертвения, полной утраты связи с миром достигает в поэме Плюшкин. Автор по праву окрестил его «прорехой на человечестве». Это мошенник и скряга, которого трудно себе вообразить. Страсть к наживе, бессмысленная жадность совершенно уничтожили в нем человека. За последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что «народ-то больно прожорлив у него, от праздности завел привычку трескать». Около 70 крестьян от Плюшкина сбежали, стали людьми вне закона, не вытерпев голодной жизни. Дворовые его до поздней зимы бегают босыми, так как скупой Плюшкин имеет одни сапоги на всех, да и то надеваются они только тогда, когда дворовые входят в сени барского дома. В его образе отражен предел распада человеческой личности, в самой неприглядной форме выражена болезнь всего крепостнического строя. Таким образом, сравнивая гоголевских помещиков, можно обнаружить в каждом из них свои «преимущества», вернее свои пародии на ум, сердечность, хозяйственность. Но всех их объединяет одно — античеловеческая сущность, названная Гоголем пошлостью «холодных, раздробленных характеров». Всех помещиков характеризует полное отсутствие духовности; их внутренний мир мелок и ничтожен. Всем им присуща ограниченность, примитивность страстей и стремлений. Так, говоря об отсутствии какого- либо «задора» у Манилова, автор в то же время с иронией описывает тот задор, который есть у других помещиков. Каждый из разновидностей этого задора пародией на настоящие человеческие чувства. У одного — задор на борзых собак, у другого — на то, чтобы лихо пообедать; и даже увлечение музыкой — лишь пустая претензия. Подобные увлечения передают пошлость всего представленного общества. Во всех помещиках неистребима привязанность к собственности, которая в свою очередь совершенно убивает в них привязанность к людям. Плюшкин и другие помещики «списаны» Гоголем «с жизни», они являются порождением определенной социальной среды. Плюшкин был когда-то умным, бережливым хозяином; Манилов служил в армии и был скромным, деликатным, образованным офицером, но превратился в пошлого, праздного, слащавого мечтателя. С огромной силой Гоголь предъявил обвинение феодально-крепостническому строю, николаевскому режиму, всему укладу жизни, в котором маниловщина, ноздревщина, плюшкинское убожество — типичные, нормальные жизненные явления.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мертвые души > Чем не похожи друг на друга гоголевские помещики и что у них общего (по поэме Н В Гоголя «Мертвые души»)