Чичиков у Плюшкина (анализ эпизода из 6 главы первого тома поэмы Н В Гоголя «Мертвые души») - сочинение

Творчество Николая Васильевича Гоголя стало одной из самых значительных вех в развитии русской литературы XIX века. Он оказал огромное влияние на развитие русской реалистической школы, а также на всю последующую драматургию. Традиции, заложенные Гоголем, впоследствии развивали такие великие русские писатели, как М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, М. А. Булгаков.
Образы, нарисованные Гоголем в поэме «Мертвые души», были неоднозначно восприняты современниками: многие упрекали его в том, что он нарисовал карикатуру на современную ему жизнь, в смешном, нелепом виде изобразил действительность.
Гоголь разворачивает перед читателем целую галерею образов помещиков, ведя своего главного героя от первого из них к последнему в первую очередь для того, чтобы ответить на главные для себя вопросы: каково будущее России, в чем состоит ее историческое предназначение? Автора волнует, что в современной жизни содержит хоть малый намек на светлое, благополучное будущее народа, что явится залогом грядущего величия нации? Иными словами, вопрос, который Гоголь задает в конце, в лирическом отступлении о «Руси-тройке», лейтмотивом пронизывает все повествование, и именно ему подчинены логика и поэтика всего произведения, в том числе и образы помещиков.
Плюшкин — своего рода обобщающий образ, изображенный автором в главе 6 первого тома поэмы. Он единственный, чей путь до его нынешнего состояния («как он дошел до жизни такой») показывает нам
Гоголь. «Было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству...». Бережливость постепенно переросла в скупость: помещик стал походить на нищего, коим Чичиков, к своей чести, обыкновенно из сострадания не жалел подать «медного гроша». Поместье и деревня Плюшкина — развалившееся хозяйство. Чичиков замечает «какую-то особенную ветхость... на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек», господский дом выглядел «каким-то дряхлым инвалидом», сад, «заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении», а внутри самого дома, казалось, «происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель». Представшее убожество поразило видавшего виды Чичикова. Комната самого Плюшкина была завалена хламьем и походила на склад, в котором хранились все немыслимые предметы, вплоть до рюмки «с какой-то жидкостью и тремя мухами». «Запасы» постоянно пополнялись хозяином: «он ходил еще каждый день по улицам своей деревни, заглядывая по углам, собирая все, что попадалось: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок» — в хозяйстве все сгодится. Сам помещик превратился в высохшую мумию, обмотанную тряпьем, у которой были живы только маленькие глазки, бегающие «из- под высоко выросших бровей, как мыши». Чичиков сразу же сориентировался в обстановке, выбрал правильный тон разговора, сказался благодетельным, и, что самое важное, взял на себя расходы по оформлению бумаг на мертвые души. Плюшкин, естественно, не устоял, подумав, что «гость должен быть совершенно глуп». Однако, растрогавашись, решил-таки угостить Чичикова чаем и куличом. «Там на полке есть сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна, чтобы подали его к чаю! — наказывает он дворовому мальчишке. — Постой, куда же ты? Дурачина! ... ты выслушай прежде: сухарь-то сверху, чай, поиспортился, так пусть соскоблит его ножом да крох не бросает, а снесет в курятник». Чичиков, услышав напутствия Плюшкина, от угощения отказался, сказав, что «он уже и пил и ел». Помещик в каждом видел мошенника, поэтому сам поторопил Чичикова с оформлением купчей, а то «наврет, наврет, чтобы поговорить да напиться чаю, а потом и уедет!» Гость был рад покончить с делом как можно быстрее.



«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!» — возмущается автор. Давая образ Плюшкина в развитии, Гоголь поднимает этот заключительный образ до своего рода символа, вмещающего в себя других помещиков — и Манилова, и Коробочку, и Ноздрева, и Собакевича. Общее для всех типов, выведенных в поэме, то, что их жизнь не освящена мыслью, целью общественно полезной, не наполнена заботой о всеобщем благе, прогрессе, стремлением к национальному процветанию. Любая деятельность (или бездействие) бесполезны и бессмысленны, если не несут в себе заботы о благе нации, страны. Именно поэтому Плюшкин превращается в «прореху на человечестве», именно поэтому его отталкивающий, отвратительный образ скряги, потерявшего всяческий человеческий облик, крадущего старые ведра и прочий хлам у собственных крестьян, превратившего собственный дом в свалку, а своих крепостных — в нищих, — именно поэтому его образ — есть конечная остановка для всех этих Маниловых, коробочек, ноздревых и собакевичей. И именно «прорехой на человечестве», подобно Плюшкину, может оказаться Россия, если не найдет в себе силы отторгнуть все эти «мертвые души» и вызвать на поверхность национальной жизни положительный образ — деятельный, с подвижным умом и воображением, рачительный в делах и главное — освященный заботой об общем благе. Таким образом, эпизод встречи Чичикова с Плюшкиным занимает важное место в идейно-художественном содержании поэмы, так как в данном эпизоде особенно ярко выражены основные тенденции в изображении помещиков — сатирическое описание, социальная типизация и общая критическая направленность. Плюшкин — пример омертвелого состояния «русского человека», болезненного и уродливого нароста на «теле» русской жизни. Каждый из таких «наростов» анализируется автором по отдельности и как бы под микроскопом, представая перед читателем на страницах произведения в том или другом «странном герое». Странном не только потому, что герои эти изображены «с одного боку», сугубо отрицательного, но и потому, что каждый из них — лишь один из многих уродливых наростов на национальном теле русского бытия. Типы, выведенные Гоголем, — неотъемлемая часть русской жизни, это именно русские типы, которые сколь ярки, столь же и устойчивы в русской жизни — до тех пор, пока сама жизнь коренным образом не изменится.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мертвые души > Чичиков у Плюшкина (анализ эпизода из 6 главы первого тома поэмы Н В Гоголя «Мертвые души»)