Господин Журден — главный герой комедии Ж Б Мольера «Мещанин во дворянстве» - сочинение

Комедию «Мещанин во дворянстве» Мольер написал в 1670 году. Поводом для ее создания послужило прямое указание Людовика XIV высмеять в комедии турецкие церемонии. Однако Мольер вышел за рамки королевского заказа и создал превосходную вещь, обращенную острием своим против социальных болезней современной Франции. Он обратился к актуальной в то время проблеме: обнищанию аристократов и проникновению в их среду зажиточных буржуа, стремящихся за большие деньги купить дворянский титул. Как мы знаем, Мольер всегда следовал принципу «исправлять людей, развлекая их». Вот и постарался великий сатирик в своем произведении высмеять господина Журдена, который готов всем пожертвовать, чтобы стать своим человеком в аристократических кругах. Но Журден не мог быть дворянином ни по происхождению, ни по воспитанию.
Нам, читателям, уже с первой минуты знакомства с героями комедии становится ясно, что всю мощь своего таланта Мольер направил именно на то, чтобы показать глупость затеи Журдена, стремящегося отдать свой капитал всего лишь за дворянский герб. Иначе как помешательством его затею не назовешь. Об этом говорит учитель музыки, верно подметив одержимость своего хозяина: «Господин Журден с его помешательством на дворянстве и на светском обхождении — это для нас просто клад».
Богатый мещанин не ограничивает себя желанием просто приобрести дворянский титул и тем самым стать вровень со знатью. Похвально, что Журден хочет и внутренне переродиться, обзавестись всеми качествами и признаками аристократа. Вот почему он не жалеет денег и нанимает учителей, надеясь с их помощью осуществить свою мечту. Он не стыдится «на старости лет» учиться. Журден по-своему понимает, что прелесть образования не столько в его прикладной, практической полезности, сколько в открывающихся возможностях общения: «Хочу понабраться ума-разума, чтоб мог я о чем угодно беседовать с порядочными людьми».
Но как же смешон Журден в некоторых своих признаниях относительно своего обучения: «Я и не подозревал, что вот уже более сорока лет разговариваю прозой». Простодушная, ребяческая радость, восхищение перед чужими знаниями, благоговение на свой лад перед наукой, искренняя сокрушенность своей необразованностью — все это вызывает симпатию.
Мольер показывает, что одна из главных характеристик героя — тщеславие. Журден до известной степени мог бы гордиться многим: добытым состоянием, умением вести дела, умной дочерью, женой-хозяйкой. Теперь же связи его с дворянами для окружающих смешны и совершенно не соответствуют привычному образу жизни буржуа, но главное, они невыгодны. Из лома уходят деньги, нарушается привычный порядок жизни, слабеют связи со своим кругом.
Живя в двух мирах — реальном и выдуманном — Журден лишен возможности поступать и чувствовать естественно, что и служит неиссякаемым началом насмешек над ним. Пелена не спадает с глаз Журдена до последних реплик Ковьеля: «Ну уж другого такого сумасброда во всем свете не сыщешь!» Он очень смешон в своих красных бархатных штанах, зеленом камзоле, в узких чулках со спущенными петлями, в до боли тесных башмаках. Читая комедию, чувствуешь себя так же неудобно, как и Журден. Драматург дает нам возможность понять то, чего не может понять герой: культуру и образованность ничто не может заменить, даже яркое платье и обращение «ваша милость».



Глупость Журдена — причина его проигрыша. Ослепленный блеском аристократизма, купец Журден много проиграл: граф До- рант выманивает у него деньги. Автор наказывает своего героя — он остается одураченным, не понимая сущности происходящего. Изображая так Журдена, Мольер заявляет о своей гуманистической позиции: он отвергает не только путь, выбранный героем, но и саму идею зависимости ценности человека от сословной принадлежности. Конечно, нам жаль этого буржуа, но в то же время хочется на его примере предостеречь своих современников: за деньги ум не купишь, а утратишь последний; не внешность украшает человека, а его внутренний богатый мир. Журден признал поражение. И в этом помогли ему люди, которым он дорог. Но главный вывод, который делает Мольер, все же заключается в том, что те дворяне, которых в качестве образца взял Журден, вовсе недостойны его, что аристократы — плуты, воры, бездельники. И в этом Журден стоит морально выше их, он чище в своих помыслах и образе жизни.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мещанин во дворянстве > Господин Журден — главный герой комедии Ж Б Мольера «Мещанин во дворянстве»