👍Сочинение Мицкевич «Крымские сонеты» Мицкевич
Мицкевич «Крымские сонеты» - сочинение

Цель:   раскрыть основные мотивы, идейно-тематической структуры цикла «Крымские сонеты» А. Мицкевича, проанализировать основные произведения цикла, охарактеризовать образ лирического героя; определить романтические черты поэзии художника; развивать умение анализировать лирические произведения, сравнивать произведения разных авторов, умение выразительного чтения, инсценировки, ролевой игры, развивать образное мышление; воспитывать любовь к родине, уважение к внутреннему миру человека, достоинство, увлечение красотой природы и искусства.

Тип урока:     комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: портрет А. Мицкевича, выставка его книг, репродукции картин, физическая карта Украины, медиа-слайды, М. Огинский «Полонез», раздаточный материал.

    Страна роскоши простлалась надо мною, Вверху - голубизна ясная, здесь - лица волшебные; Почему же в дальний край так хочется мне, почему еще за дальней я плачу давностью?
    А. Мицкевич.

Ход урока.

І. Организация класса.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя. «Адам Мицкевич, без сомнения, величайший поэт польской нации и один из самых гениальных людей, которых знало человечество», - писал И. Франко.

На предыдущем уроке мы уже начали знакомство с этим выдающимся поэтом и его творчеством. Проверим ваши знания.

1. «Затронутая последовательность». Индивидуальная задача по компьютеру.

1.         Поступил в университету г. Вильна.

2.         Становится участником тайных обществ филоматов и филаретов.

3.         24 декабря 1789 г. родился близ городка Новоком (Беларусь).

4.         Был арестован за участие в обществах.

5.         В мае 1822 г. вышел первый сборник «Поэзия».

6.         По решению суда должен выехать из Литвы в центральные губернии России в ссылку.

2. «Паутина». Индивидуальная задача возле доски.

Соедините определение и понятие.

Романтизм     Ряд стихов, объединенных общей идеей

Сонет Образ поэта (его лирическое «я»), чьи переживания, мысли и чувства отображено в лирическом произведении

Цикл сонетов            Литературное направление, что проявляется в показе духовного мира героя, его идеалов, выдвижение на первый план исключительного

Лирический герой    Лирический стих, который состоит из 14 строк пятистопного или шестистопного ямба

3. Игра «Литературный поединок».

Два ученика возле доски поочередно выбирают номер с вопросом и отвечают на него. Тот, кто не отвечает, пропускает ход.

1.         Какую цель ставили перед собой общества филоматов и филаретов? (Борьба за свободу и независимость Польши).

2.         Почему Мицкевича выслали из родины? Как он это переживал? (Его подозревали в участии в тайных организациях. Ссылка для него была тяжелым испытанием, ведь был навсегда разлучен с родиной).

3.         Куда отправили поэта в изгнание? (В центральные губернии России).

4.         Какие города в России посетил Мицкевич? (Петербург, Москву).

5.         С кем из передовых, прогрессивных людей познакомился Мицкевич в России? (С декабристами Муравьевым-Апостолом, Рылеевым, Бестужевым, Туманским, Пушкиным, Жуковским и др.).

6.         Почему поэт сблизился с декабристами? (У них были одинаковые стремления к свободе своего народа, ненависть к русскому самодержавию. Декабристы договорились с польскими патриотами о взаимной помощи, поддержке во время восстания).

7.         К какому литературному направлению принадлежит творчество Мицкевича? (Романтизм).

8.         Как назывался первый сборник поэта, какой его основной мотив? (В мае 1822 г. вышел сборник «Поэзия». Его тема — несчастливая любовь достойного и гордого юноши-романтика. Он бунтует против общественных преград, против всего мира с его несправедливыми законами).

9.         Какой сборник стал результатом его пребывания в Украине? («Крымские сонеты»).

ІІІ. Сообщение темы, цели и эпиграфа урока, мотивация обучения.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над творчеством А. Мицкевича. Попробуем погрузиться в волшебный мир его поэзии, понять самые потаенные мысли, чувства художника и изгнанника, патриота своей страны.

І. Восприятие и усвоение новых знаний.

1. Презентация информационного проекта группы исследователей.

(На экран проектируются слайды. На физической карте Украины стрелочками обозначается путь путешествия Мицкевича по стране).

Более 9 месяцев А. Мицкевич находился на Украине. Какие места нашей страны связаны с поэтом, узнавала группа исследователей.

Ученик. Из Петербурга А. Мицкевич 25 января 1825 г. выезжает в Украину, в город Одессу на должность учителя лицея Ришелье, которую помогли получить русские друзья-декабристы. Он уже никогда не увидит их, Рылеева, Бестужева и др.: 14 декабря 1825 г. они примут участие в восстании на Сенатской площади и будут казнены и отправлены на каторгу. Уже находясь за границей, поэт проникновенно напишет в стихе «К друзьям россиянам».

Я едва лишь вспомню, Как друзья гибли в изгнании, в кандалах, Вспоминаю и вас в этом далеком крае, Встаете, как живые, у меня вы в глазах.

(А. Мицкевич).

Ученик. По дороге в Одессу Мицкевич прибывает в Киев. Об этом он так писал в письме Э. Одинцу.

«Я здоров. Еду с севера на другой конец Европы в хорошем настроении. Сегодня, 5 февраля, был в Киеве». Мне понравился старинный украинский город. Я осмотрел Лавру и другие выдающиеся места».

Ученик. В Киеве Мицкевич познакомился с семьей Головинских и провел в их имении в Стебельне несколько дней. Оттуда поехал дальше через Елисаветград (ныне Кировоград). О своих впечатлениях от путешествия он писал Э. Одинцу.

«Перерезал всю Европу с севера на юг, а что необыкновенное, так это то, что на тех самых санях - вещь здесь неслыханная. Ехал через безлюдные степи, где между одной и второй станцией, на расстоянии каких-то 300 км, ничего, кроме земли и неба, не видно. В Киевской губернии свернул с дороги в село и осматривал впервые скалы, о которых мы знаем только из книжек. Для меня это было новое и интересное зрелище...».

Ученик. За Мицкевичем постоянно наблюдали, как когда-то и за Пушкиным. В Одессе А. Мицкевич познакомился с Каролиной Собанской, которая была тайным агентом царской охранки. Пушкин когда-то тоже увлекался этой женщиной.

По приглашению Собанских Мицкевич путешествует по Крыму, видит «Восток в миниатюре». Поэт посетил Симферополь, Севастополь, Евпаторию, Ялту. Результатом пребывания в Крыму стал цикл «Крымские сонеты».

В конце 1825 года Мицкевич покидает Одессу и возвращается в Россию. Он хотел поехать через Киев, но не получил на это разрешение. Поэтому путешествовал на Херсон и Перекоп, а дальше на Харьков.

«В декабре 1825 г. в Харькове я познакомился с известным украинским писателем, знатоком польской литературы, преподавателем Харьковского университета - П. П. Гулаком-Артемовским. Он сделал удачный перепев моей баллады «Господин Твардовский» (1827). Мы долго поддерживали приятельские отношения».

Ученик. Из Харькова поэт вернулся в Россию, в Москву.

2. Ролевая игра «Интересно узнать».

Ученик в роли А. Мицкевича отвечает на вопросы одноклассников.

Ориентировочные вопросы.

•          Какие еще произведения, кроме «Крымских сонетов», стали результатом Вашего пребывания на Украине? (Под влиянием знакомства с украинской культурой я написал балладу «Караул»).

•          Я понял, что Вам очень понравилась украинская природа, ее степи, скалы. А что вы можете сказать об украинском языке? (Я был поражен украинским языком. И даже в лекциях о славянской культуре в 40-е годы я дал высокую оценку «звонкому и музыкальному языку южно-российского диалекта... Украинские пространства являются столицей лирической поэзии»).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мицкевич > Мицкевич «Крымские сонеты»