👍Сочинение Патриотизм и ностальгия о далекой родине как ведущее настроение «Крымских сонетов» Мицкевич
Патриотизм и ностальгия о далекой родине как ведущее настроение «Крымских сонетов» - сочинение


    Что осталось в памяти после путешествия,
    содержится в сонетах.
    Адам Мицкевич.
    Кто хочет понять поэта, должен
    побывать в поэтовой стране.
    Й. Гете.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. Цикл «Крымские сонеты», в который входит 18 стихов, написанный Мицкевичем под впечатлением двухмесячного путешествия по Крыму. «Что осталось в памяти после путешествия, содержится в сонетах»,- говорил поэт, захваченный романтическими крымскими пейзажами: дикими горами, вечнозеленой растительностью и скалистым побережьем Черного моря. Сначала Мицкевич хотел написать романтическую поэму в «восточном духе», но позднее решил создать цикл сонетов, объединенных образом героя-путешественника, который видит новый и непривычный мир глазами поэта.

Эпиграфом к циклу Мицкевич взял строку из стиха Гете: «Кто хочет понять поэта, должен побывать в поэтовой стране». Этим он сразу дал понять, что замысел цикла связан с его родиной, а не с Крымом. О патриотизме и ностальгии о далекой родине как ведущем настроении «Крымских сонетов» мы сегодня поговорим. (Ученики записывают тему и эпиграфы в тетради).

II. Работа над темой урока.

1.      Вступительное слово учителя.

- Как уже было сказано, главным героем «Крымских сонетов» является путешественник. Буйная природа Крыма - это фон его раздумий, союзница его тревожных снов, источник желанного душевного равновесия. Уже в прелюдии к циклу - в «Акерманских степях» - лирический герой так напрягает слух, что мог бы услышать голос с родины. Этот образ отчизны с ним везде: и когда он повествует о плавании по морю, и когда оплакивает жертвы ханского своеволия. Ему даже кажется, что ясные звезды, которыми усеян Млечный Путь,- это слезы польки-полонянки, проявление ее тоски по родному краю.

2.      Работа в 6 группах.

Задача.

Выразительно прочитать и дать краткую характеристику сонета из сборника А. Мицкевича «Крымские сонеты».

Примечание. Ученики, которые знают и читают сонет наизусть, получают оценку еще и за выразительное чтение наизусть.

Группа 1. Сонет № 1

Акерманские степи

    Плыву на просторы сухого океана. Как лодка, моя тележка в зеленой гущине Минует острова в волнах душистые, Что ими сорняки поднимаются багряно.
    Уже мрак падает. Ни пути, ни кургана... Ищу ведущих звезд в вышине. Вон тучка сверкнула, вон золотые огни: То светится Днестр, то лампа Акермана.
    Остановимся! Тихо как!.. Где-то польются журавли, Что и сокол бы не увидел,- лишь слышно, где курлыкает. Слышно и мотылька, который бьется в мгле,
    И ужа, который ползет зельями таинственно...
    Я так напряг слух, что услышал бы в этой земле
    И голос из Литвы. Вперед! Никто не зовет.
    (Перевод М. Рыльского).

 

Комментарий. Восточный колорит, безупречно описанные пейзажи использованы для выделения переживаний героя, который тоскует по родному краю.

Группа 2. Сонет № 4.

Буря

    Парус сорван, рев, шум метели, Тревожные голоса и помп зловещий рык, из рук матросов остаток бечевы исчез, Угасает солнца диск - и гаснут с ним надежды.
    В триумфе буревом, среди шумящих стен, Которые вверх возносятся в безумной круговерти, Ступил на корабль жестокий гений смерти, Как воин, который идет на приступ между руин.
    Полумертвые там лежат; тот руки вон ломает, а тот товарищам прощания посылает, Тот ревностно молится, чтобы гибели избежать.
    Один лишь из отряда - одинокий чужак -
    Думает: счастье тот в мире мог найти,
    Кто друзей имеет еще, кто может еще молится.
    (Перевод М. Рыльского).

Комментарий. Душевное состояние лирического героя передается через сравнение с безжалостной бурей, которая способна сломать и уничтожить. Однако, она не пугает героя - оптимизма ему придает ощущение, что рядом есть друзья и вера.

Группа 3. Сонет № 6.

Бахчисарай.

    Большой и немой Гиреев двор и сад! По крыльцам, которые мели покорных баш тюрбаны, Через потуги трон и диваны летает саранча, ползет холодный гад.
    Окутался темный плющ и дикий виноград По окнам, по стене подобием альтаны. Руина - пишет здесь на стенах гость неведомый, Как Валтасару, на вековечную память.
    А в зале еще стоит украшение мраморное: Гарема то фонтан. Слеза его перловая Спадает по слезе и говорит:

 

    «О, где вы, где теперь, любовь, могущество и слава, Которые должны в веках сиять величаво? Позор! Нет вас, а источник звенит».
    (Перевод М. Рыльского).

Комментарий. Путешественник, рассматривая руины ханской столицы, приходит к выводу о текучести всего, что в свое время было олицетворением власти и могущества. В сонете присутствует мотив не вечности любой деспотии, в том числе и царской, которая сделала поэта изгнанником.

Группа 4. Сонет № 8

Гробница Потоцкой

    Завядшая ты в крае, украшенным весной, Роза молодая, так как полились в мгле От тебя юные дни, злотистые мотыли, и воспоминаний очередь оставляли за собой.
    Почему так светятся общиной ясной Звезды, к польской обращенные земле? То ли не взгляд твой, в печали, в сожалении, Следы показал огненной слезой?
    О, полька! Как и ты, я умру на чужбине. Пусть приязненная рука меня хотя похоронит! Здесь путешественники ведут разговоры негромкие,
    и слышу я слова, которые слышал в родном крае, Поэт, составляя в честь тебя песни, Увидит гроб и мой - для меня запоет.
    (Перевод М. Рыльского).

Комментарий. В основе сюжета - распространенная в то время в Крыму легенда о гробнице, построенной ханом Керим-Гиреем для своей наложницы. По одной из версий легенды, она была полькой из княжеской семьи Потоцких. Поэт использовал легенду для сравнения судьбы путешественника-изгнанника, оторванного от родины, с судьбой прекрасной польки, которая так и умерла на чужбине.

Группа 5. Сонет № 14

Пилигрим

    Страна роскоши простерлась передо мной, Вверху - голубизна ясная, здесь - лица волшебные. Почему же в дальний край так хочется мне, почему еще за дальнейшей я плачу давностью?

 

    О, Литва! Шум лесов, рожденных тобой, Милее, чем Байдар все соловьи громкие, и больше я радовался твоей трясине, Как этим шелковицам с их нежной красотой!
    На лоне красоты, среди сказочных чудес, почему польюсь сердцем я к молодому утру, К той, что когда-то так нежно полюбил?
    В крае, заказанном для меня, ты, любовница, Как ходишь по моим недавним еще следам, вспоминаешь ли меня хотя иногда в мыслях?
    (Перевод М. Рыльского).

Комментарий. В сонете ярко выражена тоска по родному краю - герой-путешественник прямо заявляет, что «трясина» Литвы милее для него, чем «сказочные чудеса» чужого края.

Группа 6. Сонет № 18

Аю-Даг

    Люблю смотреть я с Аю-Дага скалы, Как вспененные валы бегут ему к ногам рядами черными - или, будто серебряный снег, На солнце играют, будто радуги веселые.
    Штурмуют мель они в буйном хмеле, Словно морских уродов идет страшный набег; Получат - и назад отходит войско их, Кораллы и жемчужины нам оставив на блюде.
    Твое подобие это, поэт молодой!
    Так грозных страстей бушует ураган;
    И лиру ты поднял - и в сердце спокойствие.
    Нашествие отошло по длинной обороне,
    Бессмертные лишь песни уронив во время погони.
    За них века тебе венком украсят виски.
    (Перевод М. Рыльского).

Комментарий. Автор привел героя к бушующему морю, которое неустанно накатывает свои волны на берег, и сравнил морскую стихию с молодым поэтом - страстным и вдохновенным. Благодаря параллелизму подчеркивается единство природы и человека.

 

3. Теория литературы.

Ученики делают запись в словари.

Цикл - группа произведений, объединенных автором жанровым, идейно-тематическим принципом или общностью персонажей. Каждое произведение, которое входит в состав цикла, может существовать отдельно, тем не менее, вследствие такого изъятия теряется целостное художественное содержание цикла.

Циклизация произведений присуща всем литературным родам: эпосу, драме и лирике. Эпические и драматические произведения объединяются в циклы на основе единой исторической эпохи, сходства темы и жанра, общности сюжета и персонажей. Лирические произведения группируют в цикл единственные мысли и настроения.

В состав сонетного цикла входят произведения, объединенные общим жанром (сонет), общей мыслью, настроением и, как правило, образом лирического героя.

III.          Рефлексия.

1.       Итоговое опрашивание.

    Что стало толчком к написанию цикла «Крымские сонеты» и почему этот цикл получил именно такое название? 
    Почему в сонете «Бахчисарай» в центре внимания поэта оказывается именно фонтан гарема? С какой целью автор использует метафору «слезы»? 
    Какая главная идея сонета «Гробница Потоцкой»? Какие чувства отобразились в этом произведении? 
    Вспомните особенности строения сонета. Докажите, что А. Мицкевич использовал форму сонета. Определите тип рифмования и вид сонета. 

 

    Чтение учениками стихов наизусть (при наличии времени до завершения урока).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мицкевич > Патриотизм и ностальгия о далекой родине как ведущее настроение «Крымских сонетов»