Дон Жуан или Каменный пир (комедия Ж Б Мольера) ч2 - сочинение

 В V действии, которое меньше других актов почти вдвое, события разворачиваются стремительно, приближаясь к роковой для героя развязке. Но Мольер не оставляет желания даже перед концом Дон Жуана показать его с новой стороны: теперь он законченный лицемер, подобный Тартюфу. Обманутый Дон Луис счастлив: сын уверил его в том, что внял голосу неба и готов исправиться. Уверился в этом и Сганарель, который должен был бы лучше знать своего хозяина. Но, услышав из уст обращенного сына фразу об отце: "Черт бы побрал этого дурака!" - слуга в недоумении, неужели чудо со статуей ни в чем не убедило Дон Жуана. "В этом, правда, есть что-то для меня непостижимое", - признается Дон Жуан, но мало об этом заботится, решая более простые проблемы: притворство перед отцом ему нужно для того, чтобы тот стал для него щитом от чужих людей. Не имея возможности показать зрителям "Тартюфа", Мольер в уста Дон Жуана вкладывает слова о проблеме, лежащей в основе запрещенной комедии: "...Лицемерие - модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели. Роль человека добрых правил - лучшая из всех ролей, какие только можно сыграть. В наше время лицемерие имеет громадные преимущества. Благодаря этому искусству обман всегда в почете: даже если его раскроют, все равно никто не посмеет сказать против него ни единого слова. (...) От моих милых привычек я не откажусь, но я буду таиться от света и развлекаться потихоньку. А если меня накроют, я палец о палец не ударю: вся шайка вступится за меня и защитит от кого бы то ни было. Словом, это лучший способ де-лать безнаказанно все, что хочешь" (Акт V, явл. 2). Дон Жуан лицемерит в стычке с Дон Карлосом, ссылками на небо объясняя свое нежелание вернуться к Эльвире. Появление Призрака под вуалью, превращающегося в образ Времени с косою в руке, заставляет Дон Жуана сбросить маску, и снова видно его вольнодумство и свободолюбие: "Нет, нет, ничто меня не устрашит, я проверю моей шпагой, тело это или дух. (...) Нет, нет, что бы ни случилось, никто не посмеет сказать, что я способен к раскаянию" (Акт V, явл. 5). Появляется статуя командора. Дон Жуан подтвержает готовность прийти к статуе на ужин. Статуя берет Дон Жуана за руку и восклицает: "Дон Жуан! Кто закоснел в грехе, того ожидает страшная смерть; кто отверг небесное милосердие, над тем разразятся громы небесные". - "О небо! Что со мной?

Меня сжигает незримый пламень, я больше не в силах его терпеть, все мое тело - как пылающий костер. Ах!" - восклицает Дон Жуан и среди молний и грома проваливается под землю, так и не раскаявшись, а из того места, куда он исчез, вырываются языки пламени (Акт V, явл. 6). Оставшийся на краю разверзшейся бездны Сганарель комично противопоставляет трагедии Дон Жуана свою "трагедию": "Ах, мое жалованье, мое жалованье! Смерть Дон Жуана всем на руку. Разгневанное небо, попранные законы, соблазненные девушки, опозоренные семьи, оскорбленные родители, погубленные женщины, мужья, доведенные до крайности, - все, все довольны. Не повезло только мне. Мое жалованье, мое жалованье!" (Акт V, явл. 7). Этими причитаниями заканчивается комедия. Мольер столкновению Дон Жуана и Сганареля, проходящему через все произведение, уделяет основное внимание. Имя Дон Жуана стало нарицательным (во французском языке зафиксировано в 1840-х годах, со времени возобновления представлений мольеровской комедии после запрета 1665 г.) для обозначения ветреника, бросающего соблазненных женщин. Это свойство Дон Жуана в комедии Мольера вытекает из принадлежности к хозяевам жизни, которые убеждены, что им все позволено и которые ни за что не хотят чувствовать своей ответственности. Дон Жуан - эгоист, но он не считает это дурным, потому что эгоизм вполне согласуется с его привилегированным положением в обществе. Портрет арис-тократа дополняется безбожием, полным презрением к религии. Аристократическому вольномыслию Дон Жуана противопоставляется буржуазное благомыслие Сганареля. На чьей же стороне Мольер? Очевидно, ни на чьей. Если вольномыслие Дон Жуана вызывает симпатию, то это чувство исчезает, когда Дон Жуан прибегает к лицемерию наподобие Тартюфа. Его противник Сганарель, защищающий мораль и религию, труслив, подл, больше всего на свете любит деньги. Поэтому в финале пьесы, которая перерастает из комедии в трагикомедию, обоих героев ждет наказание, соразмерное их характерам: Дон Жуан проваливается в ад, а Сганарель думает о том, что хозяин, проваливаясь в ад, не расплатился с ним. В "Дон Жуане" Мольер больше, чем в других своих великих комедиях, отступает от правил классицизма. Характеры здесь не столь односторонни, а оценка их неоднозначна. Комическое смешивается с трагическим, три единства не соблюдаются. Образ Дон Жуана психологичен, хотя его внутренний мир лишен живого чувства, рационалистичен. Тема лицемерия перекочевала из запрещенного "Тартюфа": спа-сая театр, оставшийся без новой пьесы, Мольер в короткий срок создал "Дон Жуана" (поэтому комедия написана прозой, а не стихами, как "Тартюф" или "Мизантроп"). Пьеса прошла 15 раз и была запрещена (возобновлена на французской сцене только в 1841 г.). Но с 1673 г. на парижских сценах ставилась переделка комедии в стихах под тем же заглавием, осуществленная Тома Корнелем. Первый исполнитель роли Дон Жуана - Лагранж (15.2.1665, Пале-Рояль, Париж). В роли Сганареля выступил Мольер. Среди выдающихся исполнителей роли Дон Жуана - Ж. Вилар, А. П. Ленский. Текст: Мольер Ж. Б. Собр. соч.: В 2 т. М., 1957. Т. 2. Вл. А. Луков Произведения и герои: Произведения. 







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мольер > Дон Жуан или Каменный пир (комедия Ж Б Мольера) ч2