Сочинения > Мольер > ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР И ТЕАТР ФРАНЦУЗСКОГО КЛАССИЦИЗМА
ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР И ТЕАТР ФРАНЦУЗСКОГО КЛАССИЦИЗМА - сочинение


Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма
Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Антуан Мари Жан-Батист Рожер де Сент-Экзюпери
Мольер и эпоха



Жан-Батист Мольер (настоящая фамилия — Поклен) (1622—1673) — создатель французской комедии, один из основоположников французского национального театра. Эпоха, на которую приходится творчество одного из величайших французских комедиографов, совпало с эпохой классицизма во Франции. Классицизм был совершенно особым направлением в культуре, особенно в литературе и смежных с ней видах искусства, например в театре. Классицизм — это культура, основанная на усвоенных из прошлого традициях, в которой новизна воспринималась не только как отклонение от идеальной общепринятой нормы, но и как преступление, во всяком случае, против прекрасного. Цензурой, отсеивающей произведения, идеалу не соответствующие, занималась Французская Академия, созданная кардиналом Ришелье в 1635 г. Эта Академия и до сих пор имеет постоянный состав — «сорок бессмертных», т.е. виднейших представителей национальной культуры, науки, политики Франции. «Бессмертные» получили право судить французских литераторов по эталону, им самим же обозначенному. Жанры литературы подразделялись Академией на высокие и низкие; первые созданы, чтобы исправлять и улучшать людские души, демонстрируя высочайшие примеры героизма, самоотверженности, патриотизма, иными словами, примеры преданности долгу. В драматургии, о которой далее пойдет речь, высоким жанром считалась трагедия. Вторые — низкие — жанры должны не улучшать публику, а просто развлекать. Это в первую очередь комедия. Драматургия, уложенная в прокрустово ложе иерархии жанров, вынуждена была подчиняться также и прочим строжайшим предписаниям, одним из которых было правило «трех единств». Согласно этому правилу пьеса не должна рассказывать о событиях, которые не укладываются в 24 ч (единство времени). В пьесе не должно быть разветвления на многочисленные сюжетные линии, поскольку это отвлекает зрителя от идеального поведения персонажей (единство действия). Наконец, действие пьесы должно происходив только в одном месте (комнате или доме, на одной площади города) — это правило единства места. Если учитывать и остальные требования (нельзя смешивать стили, вводить в серьезные пьесы разговорные слова; следует выбирать персонажей только из героев античности), то можно себе представить, каким нападкам подвергались люди, отклонившиеся от правил Академии. Особенным нападкам подверглась трагикомедия Пьера Корнеля «Сид» (1637 г.), в которой трагик нарушил все возможные правила и предписания Академии. Несмотря на восторг публики, из которого родилось крылатое выражение «прекрасно, как «Сид»!», Академия вынесла двоякое решение. С одной стороны, она признала совершенство стиха и мастерство Корнеля-поэта, академики, с другой — осудила замысел пьесы, увидев в нем оправдание дуэлям. Корнель надолго замолчал, восприняв весьма болезненно нападки критиков. Но ничто не устрашило Мольера. Он выбирает для себя не трагедию, а низкий комедийный жанр. Будучи прекрасным комическим актером и сначала выступая во французской провинции, Мольер играет в народных фарсах — пьесах комедийного или сатирического содержания. Затем, когда репертуар театра перестает удовлетворять Мольера, он пытается обрабатывать фарсы сам и также сочинять собственные пьесы. В 1659 г. комедиограф выступил уже в Париже с собственной пьесой «Смешные жеманницы» и имел оглушительный успех! Мольера не испугало то, что комедия была жанром низким, предназначенным не для образованных людей, а лишь для грубых и неотесанных французских крестьян. Ему пришла в голову очевидная идея, что не все люди пойдут смотреть пьесы о неизвестных им героях греческой и римской древности. А значит, и воспитать их на подобных примерах-идеалах невозможно. Что же остается делать драматургу? Чтобы привлечь в театр как можно больше зрителей, Мольер пишет и ставит комедии — смешные, трогательные, но всегда на реальном, знакомом зрителю материале. Он также вводит и обосновывает понятие «высокой комедии». Высокая комедия — смешная, но при этом поучительная; она развлекает, но и заставляет зрителя задуматься. Она воспитывает, как и трагедия, но на доступных, жизненных примерах. Комедия и персонажи Мольера даже «говорят» обычным языком — прозой, а не александрийским стихом трагедии. Поэтому у Мольера часто сочетание в комедиях стихов и прозы. Один из его персонажей, богатый торговец Журден («Мещанин во дворянстве») с удивлением узнает, что, оказывается, он всю жизнь говорит прозой! Известнейшим произведением Мольера был и остается «Тартюф, или Обманщик», комедия 1664 г. В первоначальном варианте комедии «Тартюф» заглавный герой был монахом, представителем общества «Святых даров», учрежденного королевой Анной Австрийской. Лицемеры-монахи находили путь к душам богатых горожан и дворян и затем строчили доносы королю о словах и мыслях этих людей. Церковь ополчилась на Мольера: драматург дважды переделывал пьесу и, в конце концов, уступил — был вынужден рассматривать лицемерие не как социальный, а лишь как моральный порок. Тартюф разрушает все, к чему прикасается: семейные отношения, любовь, дружбу. Оргон, хозяин дома, где принят Тартюф, говорит об этом: Отныне у меня привязанностей нет!  Он делает меня чужим всему на свете, Пусть у меня умрут брат, мать, жена и дети, Я этим огорчусь вот столько, ей же-ей! Тартюф стал своим человеком в доме Оргона; его превозносит матушка Оргона. Но мнения разделились. Если старое поколение на стороне этого «аскета» и «праведника», то младшие, среди которых и сын Оргона, и служанка Дорина, и молодая супруга хозяина дома, — категорично против. Ведь они видят то, что закрыто для Оргона: главную и, пожалуй, единственную черту Тартюфа. Тартюф — это образ классицизма; его главная черта — лицемерие, ханжество — сатирически усилена Мольером и сделана ведущей в характере. Образ не развивается: Мольер показывает, как образ Тартюфа логично и до конца, т.е. до предательства своего благодетеля, раскрывается в монологах и диалогах героя с другими персонажами. Сущность характера Тартюфа проявляется и в том, что он, проповедуя всяческое воздержание, неравнодушен к красоте служанки и хозяйки. Он не брезгует никакими средствами для достижения цели — уничтожить Оргона и получить его состояние. При этом он чрезвычайно осторожен: Оргон даже ни о чем не догадывается, хотя все вокруг говорят ему о подлости, бесчеловечности, обмане любимца. «Кто грешит в тиши — греха не совершает», — вот девиз персонажа, чье имя стало нарицательным. Урок комедии очевиден: ведь простодушный Оргон едва не стал жертвой лицемера и пройдохи. И даже счастливый финал комедии не успокаивает зрительских сомнений. Король не может знать обо всем на свете, и справедливого возмездия от него вряд ли дождешься. Финал — очевидная дань классицизму, прославлявшему абсолютизм, и Академии. При всем своем поучительном значении комедия «Тартюф» очень смешная. Мольер прекрасно знает и блестяще использует в своих пьесах комические уловки деревенского фарса, например прием диалога, при котором два персонажа словно не слышат друг друга, а говорят на разных языках и о разных вещах. Прекрасным примером комического образа служанки является язвительная, острая на язык Дорина, очень похожая на слуг и служанок из шекспировских комедий: все они знают и видят больше, чем господа, и не теряют возможности показать им это. Итак, французская комедия создана Мольером. Во-первых, потому что комедии во Франции до Мольера не было — исполнялись лишь фарсы для простолюдинов. Во-вторых, потому что он создал комедию в современном смысле слова: она развлекает зрителя, помогая выучить какой-либо жизненный урок. Наконец, в-третьих, потому что после Мольера стала любимейшим жанром французского и вообще европейского театра: комедии пишут, ставят и любят до сих пор во всем мире. Комедии Мольера не сходят с театральных подмостков: мы и сегодня находим там то, что нужно нам, — смех и жизненный урок.

Похожие сочинения


Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма
Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Антуан Мари Жан-Батист Рожер де Сент-Экзюпери
Мольер и эпоха

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее