Скупой (комедия Ж Б Мольера) ч2 - сочинение

 В образе Гарпагона с особой ясностью сказался классицистический подход к характеру, в котором многообразие уступает единству, индивидуальное - обобщенно-типичному. Сравнивая героев Шекспира и Мольера, А. С. Пушкин писал: "Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера скупой скуп, и только..." ("Table-Talk"). Однако мольеровский подход к изображению характера дает очень большой художественный эффект. Его характеры столь значительны, что их имена становятся нарицательными. Нарицательным стало и имя Гарпагона для обозначения страсти к накопительству и предельной скупости (первый известный случай такого употребления относится к 1721 г.). Основной источник сюжета - "Комедия о горшке" римского драматурга III-II вв. до н. э. Плавта (возможно, восходящая к недошедшей комедии Менандра). Есть эпизоды, в которых Мольер очень близок к тексту Плавта. Ср., например, монолог Евклиона с приведенным выше монологом Гарпагона: "Я пропал! Я погиб! Я убит. Ой, куда /Мне бежать и куда не бежать? Стой, держи! /Кто? Кого? Я не знаю, не вижу, я слеп! /Но куда мне идти? Где же я? Кто же я? /Не могу я понять! Помогите, молю. /Укажите того, кто ее утащил! (...) Это что? Вы смеетесь? Всех вас знаю я. /Большинство из вас - воры, сомнения нет" (Акт IV, сц. 9; пер. А. В. Артюшкова). Однако сюжет во многом трансформирован, при этом Мольер использует сюжетные ходы итальянской комедии масок, опыт своих ранних произведений. Есть в "Скупом" отсылки к Рабле и другим источникам. Очевидно значительное влияние на образ итальянской маски Панталоне, старика - купца, у которого скупость сочетается с желанием поволочиться за женщинами несмотря на постоянные неудачи на любовном фронте. Образ скупого популярен в мировой литературе (Евклион Плавта, Шейлок Шекспира и т. д.), но особую значимость он приобрел после комедии Мольера.

На этот сюжет были написаны комические оперы "Скупой" Джузеппе Сарти (Венеция, 1777), Джованни Симоне Маира (Венеция, 1799), Фернанда Орланди (Болонья, 1801), Эдмона Малерба (Париж, 1907), известна музыка к произведению, созданная Гайдном (1802). Текст: Мольер Ж. Б. Собр. соч.: В 2 т. М., 1957. Т. 2. Вл. А. Луков Произведения и герои: Произведения.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мольер > Скупой (комедия Ж Б Мольера) ч2