АНТИУТОПИЯ ДЛЯ АНТИЧЕЛОВЕЧЕСТВА (по роману Е И Замятина «Мы») - сочинение

Своим романом «Мы» Замятин положил начало новой традиции в культуре 20 века — антиутопической. На протяжении 16—19 столетий в мировой культуре было создано немало ярких утопий, выражавших веру их авторов в возможность построения счастливого общества на основах социального равенства и справедливости. Однако жизнь доказала, что такое общество невозможно, и тем самым еще раз подтвердила правоту Замятина.
Идейным центром романа являются проблемы свободы и счастья, соотношение в деятельности государства интересов коллектива и личности.
Действие в романе перенесено в далекое будущее. После окончания Великой Двухсотлетней войны между городом и деревней человечество решило проблему голода — была изобретена нефтяная пища. При этом выжило только 0,2 населения земного шара. Эти люди и стали гражданами Единого Государства. «Победив» таким образом голод, государство «повело наступление против другого владыки мира — против Любви». Был провозглашен исторический сексуальный закон: «всякий из Нумеров имеет право как на сексуальный продукт на любой нумер». О «высочайших вершинах в человеческой истории» — жизни Единого Государства — рассказывает талантливый инженер Д-503, ведущий записки для потомков. Он раскрывает в своем дневнике особенности политики, культуры Единого Государства, характерные для него взаимоотношения между людьми. Д-503 не утаивает и подробностей личной жизни — талонного общения с «милой 0-90», дружбы с поэтом Р-13, любви к революционерке 1-330 и приключившейся с повествователем внезапной болезни — возникновения у него души. В начале романа Д-503 — приверженец традиционных взглядов. Затем под влиянием революционерки в его мировоззрении многое меняется.
В первых главах романа Д-503 предстает апологетом Единого Государства и восторженным почитателем Благодетеля. Восхищение рассказчика вызывает доведенный в государстве до абсурда принцип равенства: все «нумера» одинаково одеты, живут в одинаковых жилищах, имеют равное сексуальное право и т. д. Оснований для зависти друг у друга нет. Но все ли счастливы? Д-503 нравится такая жизнь, но у нас она вызывает отвращение. То, что повествователю кажется равенством, на самом деле — ужасающая одинаковость в жизни «нумеров». Это проявляется на прогулке: «Мы шли так, как всегда, то есть так, как изображены воины на ассирийских памятниках: тысяча голов — две слитных, интегральных ноги, две интегральных, в размахе, руки». Это же видно и во время ежегодных выборов главы Государства, результат которых предрешен заранее: «История Единого Государства не знает случая, чтобы в этот торжественный день хотя бы один голос осмелился нарушить торжественный унисон». Д-503 считает такие выборы единственно демократическими, позволяющими участвующим в них открыто выразить свои политические симпатии. Происходящее в День Единогласия — пародия на выборы, так как кандидат на пост главы государства здесь постоянно один и тот же — Благодетель. В сцене выборов видна еще одна особенность Единого Государства. На словах в нем провозглашено народовластие, на самом же деле существует тирания Благодетеля и Бюро хранителей. Неудивительно, что форма защиты государства такого типа от возможных посягательств на нее — слежка, осуществляемая с помощью хранителей, убийство инакомыслящих. Жизнь «нумеров», не будучи свободной, кажется на первый взгляд вполне благополучной. Но в действительности они несчастливы, так как их интересы полностью подчинены интересам государства. В Едином Государстве отдается предпочтение общему, коллективному: «Мы — от Бога, а я — от диавола». В этом обществе раздута социальная функция человека, здесь нет семьи, нет и дома как места, обладающего особой культурной и духовной атмосферой. В антиутопическом городе исчезли свойства дома, отразившиеся в пословице «мой дом — моя крепость». Особняки в таком городе невозможны, так как невозможно существование индивидуальностей, личностей. Жизнь «нумеров» протекает в комнатах многоэтажных домов. Эти комнаты в домах с прозрачными стеклами напоминают клетки-камеры, за обитателями которых ведется неусыпное наблюдение.
«Нумерам» незнакомы чувства любви, ненависти, ревности. Вместо любви они довольствуются кратковременным счастьем по разовым талонам. Все эмоциональное и индивидуальное в Едином Государстве подавляется, так как это своего рода стихия, которую невозможно учесть в тоталитарном обществе и использовать ему на благо.
В государстве проводится Великая операция, страшная в своей сущности. Этой операции подвергнуты насильственно все «нумера» после того, как было разгромлено восстание членов «Мэфи», выступивших против тоталитарного режима. Во время этой операции «нумерам» вырезают фантазию — так Единое Государство надежно застраховывается от повторения революций и прочих опасных проявлений воли граждан. Замятин ярко передает качество этой измененной хирургическим путем человеческой природы с помощью страшного образа: герои становятся теперь похожими на «какие-то человекообразные тракторы». Прооперированный Д-503 теряет не только дерзновенный полет мыслей, окончательно отказываясь от возникших у него под влиянием 1-330 еретических идей, он утрачивает и свои благородные свойства и личные привязанности.
Не колеблясь теперь он идет в Бюро Хранителей и доносит на повстанцев. Гордо сидя рядом с Благодетелем, равнодушно смотрит, как пытают 1-330. Теперь Д-503 превратился из человека мыслящего в человека управляемого.



Так же безжалостно, как и человеческая натура, изменяется в Едином Государстве и природная среда — настолько сильно, что теряет свою органичность. Действие романа происходит в городе, где нет живой природы. Правда, сквозь стекло высокой перерезающей пространство города стены виден окружающий мир, но и он лишен природной изменчивости. В городе нет солнечных бликов, птичьего гомона, в нем преобладает искусственность. Улицы и площади образуют геометрические линии, из которых возникает «квадратная гармония». В эту гармонию вписывается внешний облик Благодетеля и большинства граждан Единого Государства: в очертаниях лица Благодетеля — квадратные линии, головы сидящих в аудиториумах «циркулярными рядами» граждан — «шарообразные, гладко остриженные». Тотализированному городу-Государству противостоит в романе мир за стеной. Там лужайки, прыгающие по траве солнечные зайчики, вонзающиеся в небо деревья. Живая природа населена «естественными людьми». Там живут потомки тех немногих, кто ушел после Двухсотлетней войны в леса. В жизни свободных людей есть слияние с природным миром — то, чего лишены «нумера». Но все-таки их человеческая природа тоже несовершенна, их общество находится на примитивной стадии развития. Замятин мечтал о создании совершенного, гармоничного человека, который может появиться при условии, что в его личности органично переплетутся естественнопочвенное и рациональное, идущие от цивилизации начала. Мечты Замятина воплотились в размышлениях Д-503 о «лесных людях» и «нумерах»: «Кто они? Половина, какую мы потеряли, Н2 и О — ручьи, моря, волны, водопады, бури, — нужно, чтобы половины соединились...» В замятинской антиутопии есть люди, гармонично воплотившие в себе эмоциональное и интеллектуальное постижение мира, свободное естественное мышление и поведение, радость жизни и доходящую до жертвенности любовь к людям. Таковы 1-330 и ее единомышленники. 1-330 утверждает, что последней революции быть не может, так как «революции бесконечны». 1-330 требует для людей права самим выбирать свою судьбу, вплоть до права быть несчастным. Кульминация и раскрытие конфликта произведения — сцены восстания членов организации «Мэфи». Во время восстания Д-503 окончательно освобождается от догм, навязанных ему с детства. Но восстание разгромлено, а его участники казнены. Технократическое общество вновь отделено от мира природы стеной, на сей раз высоковольтной. Но за стену к «лесным людям» удалось кое-кому уйти из взбунтовавшихся «нумеров». Родившийся в естественном мире ребенок Д-503, может быть, и станет одним из первых совершенных людей. В своем романе Замятин опроверг утопические проекты и показал, что не может быть счастливым общество, где не учитываются запросы и наклонности граждан.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Мы > АНТИУТОПИЯ ДЛЯ АНТИЧЕЛОВЕЧЕСТВА (по роману Е И Замятина «Мы»)