Анализ IV акта пьесы М Горького «На дне» - сочинение

Горький — один из самых значительных русских писателей XX века. Пьеса «На дне» стала воплощением жизненных наблюдений и философских взглядов зрелого писателя, впитавшего в себя традиции великих русских драматургов А. Грибоедова, А. Островского, Н. Гоголя, А. Чехова.
В первоначальном варианте Горький назвал драму «Ночлежка», затем — «Без солнца», далее — «На дне жизни». В итоге он решил убрать последнее слово, и заголовок приобрел более глубокий смысл: на дне не только жизни, но и — души. Изобразив «босячество», ставшее в конце XIX века серьезным социальным яв 
лением, писатель коснулся острейших, драматических по своей сути, проблем общества. Речь в пьесе идет об опустившихся людях, которых нельзя причислить ни к одному из классов, у которых, кроме прошлого, ничего нет.
Герои пьесы — городская нищета. Это те люди, которые остались без привычной обстановки и круга общения, лишились возможности заниматься своим делом, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. В произведении изображен глубокий социальный конфликт. Кроме того, Горький не забывает и о философских вопросах, которые не боится ставить перед взбудораженным обществом накануне первой революции. Автор пытается донести до зрителя мысль, что человек всегда должен занимать активную жизненную позицию, что ценность человеческой жизни неизмерима независимо от того, где он оказался в силу обстоятельств, — в царских хоромах или в ночлежке. Очутившиеся на дне жизни люди продолжают мыслить и рассуждать о добре и правде, о справедливости и о бесправии, о вере и о сострадании. Всех их объединила обездоленная судьба, но каждый из них несчастлив по- своему.
В первых трех актах Лука методично беседует с каждым обитателем ночлежки. Своими душещипательными речами он старается увлечь отверженных обществом людей иллюзией о спасении, давая советы о том, как можно вырваться из лап нищеты, как вернуть утраченную радость бытия, как обрести душевный покой. Созданная Лукой мнимая идиллия взрывается настроениями «дна» после убийства Костылева в конце третьего акта. Кульминация пьесы достигнута последующими событиями четвертого акта, происходит перелом в развитии действия и начинается развязка. Жизнь расставляет все и всех на свои места, показывая несостоятельность теории спасительной лжи, которую развеяли в одночасье самоубийство Актера, преступление Пепла, исчезновение Наташи, безнадежность Насти. Это был ответ автора на рассказы об «обетованной земле», которую сулил внезапно исчезнувший в третьем акте сладкоречивый Лука.
В четвертом действии мираж, созданный Лукой, окончательно рассеивается. «Старик проквасил нам сожителей», — говорит Сатин. Однако есть и положительные изменения. Люди стали прислушиваться друг к другу, в отличие от разобщенного многоголосья в предыдущих актах, в которых каждый был занят только самим собой и своими проблемами. Люди стали задавать себе вопросы о сущности жизни. А признание Барона, что он раньше «никогда и ничего не понимал», «жил, как во сне», передает общее настроение обитателей ночлежки. «Ведь зачем-нибудь я родился?» — спрашивает Барон.



В заключительном действии практически нет монологов, все построено на многоголосии персонажей, выкрикивающих лозунги: «Человек — вот правда!», «Кто слаб душой... — тем ложь нужна...», «Ложь — религия рабов и хозяев...», «Правда — бог свободного человека». Таким образом, четвертое действие играет важную роль в идейно-художественном содержании пьесы, так как в нем особенно ярко выражен основной мотив и идея пьесы: «Человек — это звучит гордо», высказанный в монологе Сатина и ставшим кульминационным моментом всей пьесы. Его страстный призыв «уважать человека», а «не жалеть, не унижать его... жалостью...» можно считать авторской декларацией о праве человека на уважение хотя бы зато, что он родился человеком. В четвертом действии теория спасительной лжи Луки окончательно доказывает свою несостоятельность. Горький противопоставляет философии утешающей и сладкой лжи идею, пусть жесткой, суровой и неприглядной, но правды. И выразителем этой правды выступает Сатин, обличающий Луку. «Он врал, — говорит Сатин, — но — это из жалости к вам... Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... Я — знаю ложь! Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие — прикрываются ею... А кто — сам себе хозяин..., кто независим и не жрет чужого — зачем ему ложь?» В наши дни пьеса вновь стала актуальной. Проблема гуманизма получила новое развитие в реалиях XXI века. Вопросы, которые были подняты Максимом Горьким в начале XX века, снова волнуют общество, снова заставляют человека задумываться о смысле бытия.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > На дне > Анализ IV акта пьесы М Горького «На дне»