Горький — один из самых значительных русских писателей XX века. Пьеса «На дне» стала воплощением жизненных наблюдений и философских взглядов зрелого писателя, впитавшего в себя традиции великих русских драматургов А. Грибоедова, А. Островского, Н. Гоголя, А. Чехова. В первоначальном варианте Горький назвал драму «Ночлежка», затем — «Без солнца», далее — «На дне жизни». В итоге он решил убрать последнее слово, и заголовок приобрел более глубокий смысл: на дне не только жизни, но и — души. Изобразив «босячество», ставшее в конце XIX века серьезным социальным яв лением, писатель коснулся острейших, драматических по своей сути, проблем общества. Речь в пьесе идет об опустившихся людях, которых нельзя причислить ни к одному из классов, у которых, кроме прошлого, ничего нет. Герои пьесы — городская нищета. Это те люди, которые остались без привычной обстановки и круга общения, лишились возможности заниматься своим делом, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. В произведении изображен глубокий социальный конфликт. Кроме того, Горький не забывает и о философских вопросах, которые не боится ставить перед взбудораженным обществом накануне первой революции. Автор пытается донести до зрителя мысль, что человек всегда должен занимать активную жизненную позицию, что ценность человеческой жизни неизмерима независимо от того, где он оказался в силу обстоятельств, — в царских хоромах или в ночлежке. Очутившиеся на дне жизни люди продолжают мыслить и рассуждать о добре и правде, о справедливости и о бесправии, о вере и о сострадании. Всех их объединила обездоленная судьба, но каждый из них несчастлив по- своему. В первых трех актах Лука методично беседует с каждым обитателем ночлежки. Своими душещипательными речами он старается увлечь отверженных обществом людей иллюзией о спасении, давая советы о том, как можно вырваться из лап нищеты, как вернуть утраченную радость бытия, как обрести душевный покой. Созданная Лукой мнимая идиллия взрывается настроениями «дна» после убийства Костылева в конце третьего акта. Кульминация пьесы достигнута последующими событиями четвертого акта, происходит перелом в развитии действия и начинается развязка. Жизнь расставляет все и всех на свои места, показывая несостоятельность теории спасительной лжи, которую развеяли в одночасье самоубийство Актера, преступление Пепла, исчезновение Наташи, безнадежность Насти. Это был ответ автора на рассказы об «обетованной земле», которую сулил внезапно исчезнувший в третьем акте сладкоречивый Лука. В четвертом действии мираж, созданный Лукой, окончательно рассеивается. «Старик проквасил нам сожителей», — говорит Сатин. Однако есть и положительные изменения. Люди стали прислушиваться друг к другу, в отличие от разобщенного многоголосья в предыдущих актах, в которых каждый был занят только самим собой и своими проблемами. Люди стали задавать себе вопросы о сущности жизни. А признание Барона, что он раньше «никогда и ничего не понимал», «жил, как во сне», передает общее настроение обитателей ночлежки. «Ведь зачем-нибудь я родился?» — спрашивает Барон. Поиск В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений Сочинения > На дне > Анализ IV акта пьесы М Горького «На дне» |