Лука и Сатин столкновение жизненных позиций в пьесе М Горького «На дне» - сочинение

1.	Индивидуализм творчества М. Горького. Его специфичность.
2.	Драма «На дне». Образы Луки и Сатина.
3.	Поиски правды.
Творчество М. Горького почему-то иногда называют выражением «литературного марксизма». А прочитав пьесу «На дне», нельзя не согласиться с этим мнением, потому что для Горького характерно противостояние «большому» миру и его «большим» людям. Для него, как и для всех остальных большевиков, это мир социальной несправедливости, противопоставление роскоши и нищеты.
Сам Горький отрицает и всячески противится любым выражением слабости, жалости, покорности судьбе «непротивлению злу». Все перечисленные вещи он считает малодушием «маленьких людей». И некрасивость и бессилие этих людей не меньше, чем социальное зло в виде неравенства и жестокости. Русские писатели XIX века разрабатывали проблему «маленького человека» и видели его несчастье в несовершенстве жизненного порядка и социальном неравенстве, гнетущей среде. Однако Горький выражает новое видение данной проблемы.
Он убежден, что человек сам источник своих бед и несчастий, своих взлетов и падений или же своего счастья.
Это подтверждается во многих горьковских произведениях, в которых — иначе и не скажешь, — поется гимн сильному человеку, человеку с большой буквы.
Драма «На дне» является не только в этом смысле социально-критической, как было принято полагать раньше, но и духовно-психологической, нравственной. Поэтому пьесу также можно назвать философской, так как в ней затронуты философские проблемы. А обсуждаются они не учеными-мыслителями или интеллектуалами из дворянской среды, а простыми «людьми с улицы». Разговор этот ведется на бытовом уровне, что делает эту «дискуссию» понятной для всех участников, в том числе и непосредственных, то есть читателей. Правда, иногда это язык не столько бытовой, сколько язык мелочных склок и грубых перепалок, пьяных стычек и кухонной брани. Основным вопросом пьесы как скрытым, так и открытым, то есть вынесенным на обсуждение персонажами, является проблема человеческого достоинства. Поиски ответа на главный вопрос: что же делает человека человеком? — становится поводом для острой полемики между Лукой и Сатиным.
Кто же такой Лука? Странник, пришедший в ночлежку, но проповедующий снисходительность слабостям, терпимость к грехам посторонних людей и стремление к отзывчивости на их просьбы о помощи. Лука питает неподдельный интерес к жизни, потому и сам живой, что вызывает в читателях и части обитателей ночлежки симпатии к нему. Лука искренен и сам мучится этим чувством. Даже имя его происходит от латинского «luxus» — «свет».



Лука не навязывает никому своих жизненных позиций, да не стремится к этому, а напротив, не горит поделиться своим жизненным опытом, а дело окружающих — принять или не принять его точку зрения, которую не всегда можно услышать от самого этого человека. Лука не пытается продемонстрировать свой ум или склонить на свою сторону Бубнова и Барона, а лишь остается самим собой. Кто же Лука для обитателей ночлежки? Стилизатор интереса к жизни и своеобразный способ отгородиться от жизненных невзгод? Ведь Лука как психолог умеет выслушать и, не придумывая никаких способов врачевания, поддержать дух и утешить человека. Для этого он лишь поддерживает мечту, которую каждый из героев хранит в потаенном уголке своего сердца. Образ Луки светел еще и потому, что с ним участники драмы начинают несмело, но с крепнущей уверенностью, шагать к обретению своего человеческого достоинства. Старик смог дать им веру и надежду, подарил им тепло и сочувствие, что вкупе согрело их души. Такая душевность Луки подействовала обезоруживающе даже на одного из его прежних противников — Сатина. Однако после ухода старика из ночлежки, когда прошло время и вера в будущее стала угасать в людях, они обвинили во всей этой иллюзорности именно Луку. Тогда именно Сатин вступился за него и попытался защитить убеждения «бродяги». Но монолог Сатина станет декларацией иной жизненной позиции. Вступаясь за Луку, он переосмысливает его «правду» и выдает свою, согласно которой жалость есть высшая форма унижения человека, и ее стоит заменить уважением и ни чем иным больше. Наличие же высокой мечты необходимо человеку, чтобы он тянулся к жизни, пытался выбраться из рамок своего эгоистического сознания. Для этого, помимо остального, человеку нужна деятельная любовь, однако продвижение к идеалу — то есть мечте — он должен осуществить сам. «Утешающая» и бездеятельная правда является не меньшим злом, чем сама пассивность и аморфность сознания людей, в том числе и обитателей ночлежки. Чья же правда «правдивее»? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, ведь ложь во спасение исходит в первую очередь из сострадания, а «деятельная» любовь укрепляет веру в себя и свои силы. Ясно одно, что каждый человек обязан для себя самого избавиться от слабости и быть деятельным к самостоятельному устроению жизни.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > На дне > Лука и Сатин столкновение жизненных позиций в пьесе М Горького «На дне»