Лука и Сатин в пьесе А М Горького «На дне» - сочинение

При трактовке пьесы «На дне» принято либо осуждать Луку за несбывшиеся надежды, данные им обитателям ночлежки, и возвышать Сатина за его революционные идеи, либо, наоборот, воспевать гуманность Луки и осуждать пустословие Сатина. Но ведь и тот, и другой персонажи — обычные люди, их нельзя назвать строго положительными или строго отрицательными героями. Можно отнестись к Луке и Сатину дипломатично, найдя у обоих немало прекрасных черт, не закрывая глаза и на их недостатки. Справедливости ради нужно отметить, что сам Горький придерживался той точки зрения, что Лука — герой отрицательный, а Сатин — положительный, но, видимо, пьеса оказалась сильнее авторского замысла, потому что мало кто воспринимает сейчас Луку как носителя зла.
Лука — самая светлая личность в пьесе. Неожиданно появляясь и так же неожиданно исчезнув, он приносит с собой надежду. Все обитатели ночлежки (да и их хозяева) — люди несчастные, убогие и жалкие. Но есть четкая грань, которая делит их на две группы. Есть в ночлежке люди, поддерживаемые своими личными миражами, а есть — личности, ни во что не верующие, никаких мечтаний не признающие. Среди последних — Бубнов, Сатин, Барон. Они насмехаются над беспочвенностью веры всех прочих, они апологеты «правды» в своем узком понимании (в Сатине еще не созрели мысли, которые он выскажет в последнем действии). Анна же, Актер, Пепел, Наташа, Настя — люди, не окончательно потерявшие веру, у каждого из них — свои мечты, свои тщательно вынашиваемые надежды. Для них появление Луки — «свет в окошке». Лука не может не вызывать симпатии. Он не испытывает теплых чувств к кому-то лично, для него все люди одинаково интересны лишь как предмет для изучения, зато он милосерден, отзывчив и по крайней мере внешне проявляет сострадание к несчастным. А много ли надо уставшим людям, отвыкшим от человеческого тепла, от заботы, от ласки?!
Лука ненавязчив, не горит желанием делиться жизненным опытом, не пытается никого обратить в свою странную веру («Во что веришь, то и есть»). Не заставляя никого участвовать в своей судьбе, он принимает участие в других. Он говорит с умирающей Анной о рае, желая утешить ее. Но эта «ложь во спасение» заставляет Анну вместо того, чтобы спокойно принять смерть, еще больше страдать, цепляясь за жизнь. Это так, но ведь у Луки нет злого умысла, его намерения чисты и более чем человечны. Актеру он рассказывает о лечебницах для алкоголиков.
Актер в конце пьесы вешается, не поняв того, что его надежды были ложными. Но опять же — у Луки были лучшие побуждения. Надо сказать, что в конце XIX века такие лечебницы действительно существовали.
Лука не верит, конечно, выдумкам Насти, но делает вид, не желая огорчать ее, что с вниманием и интересом слушает. Ведь для этой проститутки, видевшей только самую грязную и извращенную сторону любви, светлые, придуманные чувства — единственный просвет в жизни.
Пепла с Наташей подговаривает бежать тот же Лука, лукавый старик. Он принес с собой иллюзии, подарил многим людям ложную надежду и скрылся. Но таким ли уж тлетворным было его появление в ночлежке? Ведь он, разбивший столько надежд и отрезвивший столько умов, сумел согреть души своей человечностью, смягчить даже самых черствых босяков. И разве не стоит его благодарить хотя бы за то, что у многих в конце жизни блеснул короткий луч надежды?



Ложь Луки, принесшая много мук, осветила ночлежку изнутри, возвратив в нее хотя бы на время биение живой жизни. Несмотря на это многие обитатели ночлежки склонны винить Луку в своем тяжелом положении, расценивая его уход как бегство «шарлатана» после того, как он нанес непоправимый вред людям. Казалось бы, это мнение должен разделять и вчерашний противник Луки «правдолюб» Сатин. И тут происходит неожиданное: Сатин вступается за Луку, даже оправдывает его ложь, утверждая, что она поддерживает «слабых духом». А ведь обитатели ночлежки в большинстве своем действительно слабы. Сатин — исключение из их числа. Поэтому, признавая, что Лука подействовал на него, «как кислота на старую и грязную монету», все же не приемлет политику старика, утверждая, что «ложь — религия рабов и хозяев», тогда как «правда — бог свободного человека». Сознание Сатина начинает пробуждаться после исчезновения Луки, а значит, ни в коем случае нельзя говорить, что старик принес с собой лишь несчастья. Нет, он принес еще и очищение. Сатин со всеми его декларациями о человеке и о правде — не более, чем «арестант, убийца, шулер». При этом он сам избрал такую стезю из нежелания трудиться. По этой причине патетические монологи звучат из уст Сатина по меньшей мере странно. Но никто из героев пьесы просто не смог бы дойти до этого, поскольку интеллектуально никто не дозрел до простой истины, что человека надо уважать. Сатин же, как мы заключаем по обрывкам фраз, человек образованный, развитой, следовательно, только ему и можно было поручить самый важный в пьесе монолог. В итоге в равной мере и ложной, и правдивой можно назвать философию и Луки, и Сатина: бездеятельная, утешающая доброта и бездеятельная же «злая» правда. Лука применяет свои принципы на практике, Сатин же лишь говорит. Кто из них приносит больше пользы, трудно сказать. В пьесе есть почти неощутимый переход правды в ложь и наоборот. Спасительная ложь Луки становится правдой для многих босяков, а лозунги Сатина — ложь для них. Таким образом, и Сатин, и Лука — чрезвычайно противоречивые, сложные образы, о которых нельзя судить однозначно. Оба они заслуживают уважительного отношения: Лука — за свою земную доброту, за гуманность, за желание помочь незнакомым людям, Сатин — за осознание своего положения и за стремление (пусть только на словах) к совершенствованию общественного устройства. Несомненно, что устами Сатина говорит сам Горький, идеал которого — «горькая правда». И все-таки человеколюбие тоже немаловажно. Нельзя опрометчиво осуждать кого-то из героев, но нельзя и простить им бездеятельность.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > На дне > Лука и Сатин в пьесе А М Горького «На дне»