Спор о человеке в пьесе А М Горького «На дне» - сочинение

1.	Восприятие драматургии Горького в наши дни.
2.	Новаторство пьесы «На дне».
3.	Спор о человеке как основная мысль произведения.
4.	Прав ли Лука?
Произведение М. Горького «На дне» было создано почти столетие назад, но и сегодня оно не утратило своей актуальности. Споры по поводу изображения действительности в рассматриваемом произведении не утихают и по сей день. Множество проблем, поставленных автором, и варианты их решений на каждом этапе исторического развития приобретают новое значение.
Для своего времени рассматриваемая нами пьеса была новаторским литературным произведением. В ее центре находятся не человеческие судьбы, очень реалистично и многопланово изображенные автором, а столкновение различных идей, дискуссии о смысле жизни, о человеке. И каждый спор имеет единую основу — рассмотрение вечного противоборства правды и лжи, проблемы восприятия жизни с точки зрения обитателей «дна», многочисленные иллюзии, с рождения сопровождающие каждого человека.
Спор о человеке начинается задолго до появления в грязной ночлежке главного персонажа — Луки и не затихает после его ухода. Противоборство реальности, вымысла и иллюзий мастерски показано автором: так, Квашня всерьез считает себя «свободной женщиной», Настя наивно мечтает о великом чувстве, которое знакомо ей лишь по книгам. Но все иллюзии оказываются развеянными правдой, безжалостно срывающей покровы с напрасных надежд. 
Свобода, которой так гордятся обитатели ночлежки, в итоге тоже оказывается вымыслом: даже опустившись на самое дно жизни, люди не могут уйти от реальности. Жестокость каждого персонажа не его природное качество, а следствие насильственного отторжения от нормальной человеческой жизни. И эта жестокость проявляется в отношении друг к другу. Каждый обитатель «дна», разочаровавшись в собственных заблуждениях, стремится намеренно разрушить иллюзии, владеющие другими людьми: например, «бывшему аристократу» Барону доказывают, что он никогда не сможет начать новую жизнь и выбраться из ночлежки, у него даже отнимают право вспоминать о былых годах — Настя заявляет ему прямо в лицо: «Врешь, не было этого!»



Бесконечные споры о человеке приобретают особую остроту после появления в ночлежке нового жильца — никому не известного странника Луки. В отличие от окружающих его людей Лука не стремиться доказать собственную правоту — как мудрый проповедник он старается утешить своих товарищей по несчастью. Видя, что слова утешения значат очень мало для опустившихся, утративших надежду и веру в будущее людей, Лука начинает лгать. Но ложь в его устах не самоцель, не средство достижения какой-либо выгоды, а вынужденное средство, успокаивающее сердца и души, дающее возможность хотя бы ненадолго позабыть о повседневных тяготах и заботах. Для каждого жильца «дна» Лука придумывает новую иллюзию, черпая вдохновение из собственного жизненного опыта: Актеру обещает бесплатное излечение от алкоголизма, Ваське Пеплу — привольную и спокойную жизнь на сибирских просторах. Анну Лука сумел полностью убедить в том, что райское блаженство после смерти действительно существует, и в раю бедной женщине будет намного лучше, чем в опостылевшей реальной жизни. Наивная и простая Анна безоговорочно поверила Луке, подумав, что можно и помучиться еще какое-то время на земле, потерпеть, чтобы в итоге получить награду за все лишения и несправедливости. В ожидании вечного покоя Анна умирает со спокойной, умиротворенной душой, не испытывая никаких нравственных терзаний. Вечная загадка смерти для нее оказалась полностью разрешенной. По мнению Луки, сущность жизни состоит в следующем: если ты не можешь каким-то образом изменить окружающий мир, приспособить его к своим потребностям и желаниям, ты должен создать свой собственный, выдуманный мир, который будет соответствовать твоим представлениям. Разумеется, в конце концов Луку уличают во лжи, обвиняют его в смерти Актера. Но в качестве оправдания звучат верные, справедливые слова Сатина: «Он врал. Но это только из жалости к вам». Лука действительно творит добро из жалости, но творит посильным для него способом: не в силах помочь людям, он помогает им приспособиться, пережить тяжелое время, обрести душевный покой. Лука считает, что спасти человека невозможно, если воздействовать на него тюремным заключением и всяческим насилием: только добро может воздействовать на душу, помогать людям найти свой истинный путь. Но, даже учитывая все приведенные выше доводы, Горький не оправдывает своего персонажа. Автор стремится показать, что даже ложь во спасение на самом деле не может никого уберечь от беды, помочь вернуться к праведному образу жизни. Напротив, человек, вынужденный жить в мире собственных иллюзий, поддается этому обману, примиряется с собственным жалким существованием и в итоге перестает бороться, опускаясь на дно. Он соглашается терпеть несправедливость и унижение, потому что это намного проще, чем предпринимать попытки изменить окружающую действительность. Подтверждением звучат слова Анны: «Коли там муки не будет... здесь можно потерпеть... можно!» Горький органически не приемлет подобных «примирений с реальностью». Он наглядно демонстрирует читателю, что все попытки Луки к спасению обитателей ночлежки на самом деле ни к чему не привели: бездеятельная, простая жалость — это не путь к лучшей жизни, это всего лишь один из способов бегства от реальности.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > На дне > Спор о человеке в пьесе А М Горького «На дне»