Элементы натурализма и психологизма в рассказе Ивана Франко «На дне» - сочинение

Цель:         повторить с учениками общую характеристику литературных направлений и течений, их представителей в украинской литературе; выяснить причины написания произведения, автобиографические элементы в нем; охарактеризовать натурализм как творческий метод на примере рассказа «На дне»; рассмотреть губительное влияние тюремной среды на психику людей; углубить изученное о теории психоанализа З. Фрейда; воспитывать умение не подвергаться обстоятельствам.

 

Оборудование: тесты в двух вариантах, иллюстрации к произведению «На дне», таблицы «Натурализм в украинской и зарубежной литературах», «Понятие психоанализа по З.Фрейду».

Тип урока:      литературно-психологическое исследование.

Ход урока.

I.  Организационный этап.

II. Этап проверки выполнения домашней задачи.

Тестирование (дополнение 1).

III. Подготовка учеников к работе на основном этапе.

1. Сообщение темы и цели урока, формулирование целей урока.

Для развития теоретической литературоведческой мысли немало сделали Аристотель, Дидро, Лессинг, Франко, Лесин, Качуровский. Этот ряд значительно более широкий, но цель нашего урока не только вспомнить выдающихся литературоведов, а и воссоздать положение их теоретических исследований (понятий о течениях и направлениях).

Для большей упорядоченности работы на уроке запишем план (записан на доске).

    История написания «На дне».
    Автобиографические элементы в рассказе.
        Поведение Болвана с точки зрения психологической концепции структуры личности З. Фрейда.
    Натуралистические признаки в произведении.
        Способна ли тюрьма возвратить человеку человеческое (по произведению И. Франко «На дне» и кинолентам «Беспредел», «Тюряга»)?

IV. Этап усвоения новых знаний.

1. Беседа.

    Вспомните известные вам новеллы и повести Ивана Франко. 
        Когда и при каких условиях была создана новелла «На дне»? (После второго ареста в отеле г. Коломыя, где оказался больной, без денег и документов. Написао произведение за три дня). 
        Вспомните историю написания «Тюремных сонетов». Проанализируйте особенность раскрытия одной и той же темы в разных родах литературы. Какие образы общие для поэзии и новеллы? 

2. Выразительное чтение поэзии

Из цикла «Тюремные сонеты»

VІІ

     
         
            Уже ночь. Поснули в казне все, храпят, и тьма налегла. Лишь визитирка

 

     
         
            Подслеповатым глазом смотрит, Словно моргает злобно: «Вот вы здесь!» Где-то на занавесах скрипнула форточка, Полощет дождь, и грубые капли бьют О водосточную трубу, водосточная труба так жалобно звенит. О стены, будто хочет вырваться из пут. И нет, не вырвешься! Железные крюки Держат тебя, дозорным, как собаки, Следят, ходит шельвах под окном. Не вырвешься! И глохнет вскрик отчаяния, В тяжелом  бессилии опадают руки... Заснуть, заснуть, хотя бы мертвецким сном!

Известно: мышление начинается там, где начинается действительность. Действительность вне мышления невозможна.

На сегодняшнем уроке мы попробуем открыть для себя особенности творческой манеры И. Франко и через анализ определить характерные особенности натурализма как литературного течения.

3. История написания (рассказывает один из учеников).

С началом марта 1880 г. И. Франко выехал из Львова на Коломыйщину в с. Березовая. Хотелось ему отдохнуть у приятеля К. Геника. Но в г. Яблоневом его арестовали и втянули в процесс, который тогда проходил в Коломые против сестер Павлика, которые занимались социалистической пропагандой (Анна была влюблена в Франко, но без взаимности). С Коломыйщины его отправили в Нагуевичи, а оттуда из-за отсутствия паспорта - в Дрогобыч. Здесь его, тяжелобольного, посадили в тюрьму, что и воссоздал он в рассказе «На дне». Произведение написало где-то 17-20 июня 1880 года, когда лежал в Коломыйском отеле и надеялся на смерть. На последние деньги он отправляет произведение во Львов. Его приятель, К. Геник, узнав о критическом состоянии И. Франко, забирает его к себе в село, где тот помаленьку выздоравливает. А тем временем друзья издают произведение в серии «Мелкая библиотека» под номером 14. Рассказ имел подзаголовок «Общественно-психологическая студия» и посвящение: «Посвящаю общественному правительству богоспасаемого города Дрогобыча. Автор».

Произведение пользовалось популярностью: в 1886 г. опубликовано в Польше, в 1892 году - в Чехии, в 1906 году - в России.

V. Этап проверки первичного понимания.

1. Содержательная викторина.

Знаешь ли ты героев произведения И. Франко «На дне»? Кто из них...

    «...ступал за капралом спокойный, задумчивый немного, но не в своей настоящей судьбе»?
    «...измерил молодого человека с ног до головы осоловелыми от напитка глазами»?
     «...не переслушал меня, а сейчас отдал малому суду за попрошайничество»?
    «...из поповского рода. И книжки читает еще свои, читать не отрекся»?
    «...был во Львове на философичном отделении»?
        «...аж затрясся от сожаления, увидев то до крайности заброшенное и одичалое человеческое существо»?
        «...пух и гнил живой, забывая обо всем, что когда-то его окружало на свете»?

 

2. Беседа.

    Кем по социальному происхождению является А. Темера? 
        Какие произведения об интеллигенции вы изучали? (И. Нечуй-Левицкий — «Тучи», М. Старицкий — «Участь»). 
        Как И. Франко изображает своих героев, на чем акцентирует внимание?
            А. Темера. (Обучение во Львове на философском факультете. Мечты Темеры изменить мир).
            Стебельський (Из поповского рода. Чрезвычайно впечатлительный. Не вытерпел проклятия людей. «Мяса не есть и пера в руки не берет»).
            Дед Панько. (Рабочий, болезнь, попрошайничество).
            Митра. (Сирота. Щедрость души, доброжелательность).
                Болван. (Сирота, незаконнорожденный, наймит. Семен и женщина Болвана. Топит горе в рюмке водки. Ничего не рассказывает о себе, поэтому находится шесть месяцев в тюрьме).
                Тюрьма. (Плохое питание и антисанитарные условия, нет врача).

3.   Автобиографические элементы в рассказе.

Ученикам предлагается сопоставить факты из биографии И. Франко с жизнью главного героя произведения «На дне».

Хотя И. Франко сначала старался возразить автобиографические моменты в произведении, но уже в 1903 г. в статье «Как это произошло?» писал, что в основу рассказа легли действительные факты из его жизни.

- В чем заключается суть межевого детерминизма?

4. Словарная работа.

Межевой детерминизм - это подчеркивание полной зависимости характера, поступков героя от его генетических корней и инстинктов. (Жизнь и поступки Болвана - следствие плохой наследственности).

    В изображении Болвана преобладает раскрытие биологического или морально-эстетического? Ответ иллюстрируйте примерами из произведения.
    Способен ли Болван на чувство?

Попробуем рассмотреть поведение Болвана с точки зрения психологической концепции структуры личности З. Фрейда.

1-й ученик-психоаналитик. З. Фрейд - австрийский невропатолог, психиатр, психолог, основатель теории психоанализа. Психоанализ - метод изучения подсознательных психических процессов, принципам которых предоставляется универсальное значение. Фрейд игнорирует социальные условия жизни человека и на основе инстинктов самосохранения и сексуальности пробует объяснить не только психическое развитие индивида, но и всю историю человеческой культуры. Движущей силой развития психики, по мнению Фрейда, является подсознательное. Учение Фрейда оказало незаурядное влияние не только на психологию, а и на всю культурную ситуацию конца ХІХ - начала ХХ столетия.
Согласно его психологической концепции, личностная структура содержит три инстанции (дополнение 2).

    М (оно) — биологический компонент, первичный источник психической активности, инстинкты, управляемые принципом удовлетворения. Сохраняется неизменяемым на протяжении всей жизни человека. Это несознаваемая часть личностного «Я», что выступает импульсивным источником стремлений и действий.
    Ego (я) — центральная инстанция саморегуляции лица. Ego контролирует поведение, уравновешивает инстинктивные импульсы с требованиями социального окружения, осуществляет анализ ситуаций, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду.
    Super-ego - моральная инстанция личностного «Я», что вырабатывает оценку действий или намерений с учетом норм, правил, ценностей, идеалов. Это усвоенная шкала ценностей. Личностная структура Фрейда стала одной из первых моделей, полученной с помощью констатации реальных фактов в процессе исследовательской и лечебной работы. Учитель. Какие инстанции преобладают в характере Болвана и к чему это приводит?

2-й ученик-психоаналитик. Андрей Темера и Болван - антиподы из рассказа «На дне», видят сны, которые можно назвать вещими. Андрею снится «скользкая, плохая рука», которая «исподволь разворачивает одежду на его груди, разворачивает рубашку, а дальше и грудь саму,- кости расступаются перед ней, а рука идет вглубь, холодная, надоедливая». Это сновидение также представлено не без реальной подпочвы: Болван старается украсть у Темеры деньги, когда тот спит. В трактате «Из секретов поэтического творчества» И. Франко отмечал: «То, что на деле есть один момент или какое-либо состояние, сонная фантазия представляет себе как движение, как целый драматический процесс». Прикосновенье Болвана к шее спящего Темеры вызывает у того целое сновидение. Писатель экспериментирует над персонажами, исследуя глубины их психики, в частности «нижнего» сознания, и приходит к тем выводам, на которых психология добилась в ХХ ст.: внешние раздражители, которые воспринимаются сновидцем, осознаются им в момент сна не в их прямом значении, а подвергаются переработке согласно содержанию сновидения. «Эти раздражения приобретают характер подвижных факторов сна и органически вплетаются в сюжет ониричного действа».

5. Словарная работа.

Лексема «ониричный» происходит от имени древнегреческого бога сна Онейроса.

Болван в сновидении бредет берегом кровавой реки, случайно падает в нее и тонет в крови. Дочитав произведение до конца, читатель воспринимает этот сон как развернутую метафору. Натуралистическое описание процесса убийства Темеры («кровь бухнула на Болвана руки», «кровь брызнула сильнее») словно объединяет в себе два предыдущих сновидения.

Учитель. И. Франко - писатель-экспериментатор в поэзии, прозе, драматургии. По-своему интересная и оригинальная проза писателя. Его новелла «На дне» написана в стиле натурализма.

Сквозь призму новеллы «На дне» можно увидеть почти всю поэтическую и идеологическую структуру творчества И. Франко: это идея подъема общественных низов, особое внимание к униженным и страждущим людям, детальное изображение социального «дна», поэзия «жестокой правды», настроение протеста, идея интеллигентской работы ради большого исторического прогресса, проповедь искреннего гуманизма, драматичность стиля, психологизм. Кроме того, новелла привязана тематически к родному городу писателя - Дрогобычу, который дает возможность сделать ряд выводов о формировании его художественного мира: постоянное стремление «фотографировать» хорошо знакомую окружающую жизнь, ощущение себя в «погребе» социального унижения и сочувствие, внимание к изображению социально-слоевой иерархии, ее психологических типов, погружение в народное мировоззрение, язык и ментальность.

Кто впервые обосновал теорию натурализма?

Ученик-Исследователь. Термин «натурализм» появляется в романе Э. Золя «Тереза Ракен». Золя обосновывает теорию стиля, предлагая изображать социально-биологические закономерности жизни людей. Влияние натурализма ощутимо в ранних романах писателя.

6.   Словарная работа.

Натурализм (лат. природа) - литературное направление, которое с фотографической точностью описывает разные жизненные детали, одиночные явления, но игнорирует задачи идейно-художественного осмысления и художественного обобщения.

Учитель. Анализ характерных особенностей манеры натуралистов рассмотрим по таблице (дополнение 3).

Популярнейшим проявлением этого стиля стала двадцатитомная серия романов Э. Золя «Ругон-Маккары». Успехи и неудачи людей предопределяются прежде всего наследственностью. Успешная карьера Ругонов объясняется тем, что в их жилах течет здоровая кровь, а падение Маккаров - плохой наследственностью.

7.   Натуралистические признаки.

Итак, увлечение творчеством Золя, который начал такой метод в литературе, как натурализм, не смогло не отразиться на литературных вкусах И. Франко. Примером натуралистических произведений могут быть рассказы из «Бориславского цикла», стихи из цикла «Галичские образки» и т.п. Сегодня вам нужно будет доказать, что в рассказе «На дне» есть признаки натурализма.

8.   Гронирование (ассоциативный куст).

 

VI. Этап закрепления новых знаний.

Выясните, есть ли в манере письма И. Франко характерные особенности натурализма.

    Правильным ли есть суждения Леси Украинки, что натуралисты находились под гипнозом факта?
    Каким образом раскрывается в произведении панорама жизни?
        Какие эпизоды произведения описаны наименее детально? Мелочное описательство. (Описания смертной казни, Болвана, сны).
        В чем заключается пессимистичность? (Стремление Темеры перевоспитать Болвана, но его намерение терпит крах).
        Как проявляется фотографичность как признак натурализма? (Острый сатирический взгляд, направленный против полиции, его отношение к узникам (грязь, холод, голод)).
        В чем проявляется умышленная вульгарность стиля автора?

 

VII. Этап применения знаний.

1. Образец ученического доказывания.

В произведении имеются яркие признаки натурализма:

1)   мелочное описательство (камера; затхлый воздух; описание параши; безобразное воспроизведение слюны, которая стекает по стене);

2) раскрытие в человеке биологического (Болван мечтал только о пище, куреве и выпивке);

3)   пессимизм (все узники обреченно смотрели на свою судьбу; смерть Андрея).
Проанализируйте положительные и отрицательные следствия существования натурализма как течения реализма.

Отрицательное то, что со временем взгляды натуралистов привели их к дарвинизму (т.е. механическому перенесению на жизнь общества определяющих принципов существования природы, открытых Дарвином,— борьбы за существование и естественного выбора).

Положительное. Натурализм сделал разнообразным тематику художественной литературы новыми плоскостями жизни («дно» города, быт рабочих), вскрыл бессознательные мотивы поведения человека.

Прокомментируйте, актуальны ли проблемы, затронутые в новелле «На дне», сегодня.

VIII. Этап подведения итогов.

    Что такое натурализм?
    Является ли новелла «На дне» образцом натурализма?
    Какая художественная ценность произведения?
    Какие вы знаете произведения других писателей-натуралистов?

IX. Этап информации о домашней задаче.

Ученик-Психоаналитик. Обдумайте проблемные вопросы для нескольких сеансов разговора с Болваном, предварительно охарактеризовав кризисное состояние его психики. Опишите приблизительный ход разговора во время одного сеанса.

Ученик-Адвокат. Выберите для защиты одного из героев произведения «На дне». Оформите дело, описав выразительные факты из его жизни.

Ученик-Капрал. Как, по вашему мнению, должен относиться капрал к подозреваемым? Напишите диалог с Болваном.

Ученик-Надзиратель. Что бы вы, как надзиратель, изменили в тюрьме, что конкретно предложили бы для нормального содержания подсудимых?







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > На дне > Элементы натурализма и психологизма в рассказе Ивана Франко «На дне»