Анализ лирики Н А Некрасова (2) - сочинение

Лирика Н. А. Некрасова посвящена народу, проникну­та мыслями о народе, его судьбой — настоящей и будущей. В своих произведениях поэт задается вопросами о предназна­чении поэзии, о судьбе русского народа, о будущем. Народные произведения поэта начинаются со стихотворения «В дороге». Многие его стихи объединяет образ дороги, как чего-то, что связывает прошлое, настоящее и будущее. Поэт ведет беседы с простыми мужиками, крестьянами, ямщиками, пока их ведет дорога. И образ дороги имеет несколько философский и условный смысл. Некрасов, как поэт, очень тонко и чутко реагирует на малейшие изменения, которые присутствуют в простой крестьянской жизни. Поэта притягивает личность крестьянина с его простотой, бесхитростным мышлением. В каждом простом человеке Некрасов улавливает нечто инди­видуальное и то неповторимое, что в совокупности составля­ет характер всего русского народа. Стихотворения «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Несжатая полоса», «Еду ли ночью по улице темной…» полны глубокого драматиз­ма изображения жизни простого человека, его народной доли.

Стихотворение «Тройка» напоминает песню, хранит в себе традиции крестьянского фольклора. Поэт рисует образ крестьянской девушки, которая мечтает о любви, задается вопросами, о которых девушка пока еще не задумывается:
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?..
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..

Но судьба ее решена — впереди незавидная и тяжелая доля крестьянки:
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь…

Судьбу русской женщины Некрасов с горечью описы­вает и в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной …»:
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной.

Судьба крестьянской женщины глубоко волнует Некра­сова, а Муза поэта — отражение этого женского образа. Об­раз Музы печален, и Муза призвана, чтобы:




Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира — Чему достойнее могла служить бы лира?.. Тяжелая доля крестьянина особенно трагически воспе­та Некрасовым в стихотворении «Несжатая полоса». Рус­ский мужик сломлен непосильным трудом, и нет для него выхода. Поэзии Некрасова свойственна покаянная лирика, в ко­торой присутствует тема смерти, смысла жизни, нравствен­ного идеала, и сколь горьки строки: Умру я скоро… Жалкое наследство, О родина, оставлю я тебе… В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов рас­суждает о гражданственности и ее отношении к искусству. Гражданин призван обличать зло, принять активную граж­данскую позицию: Идти в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь… Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром: дело прочно, Когда под ним струится кровь… В то же время Некрасов заставляет нас задумывается о роли поэта и его предназначении. Образ гражданина поло­жителен, быть гражданином — призвание любого человека Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Важна для Некрасова и тема предназначения поэта и тема военного времени, и тема русской природы, и, ко­нечно, тема Родины. Стихотворения Некрасова напоми­нают народные песни — такие же грустные, протяжные и мелодичные, как и душа русского народа. Голоса героев стихотворений и самого поэта перекликаются, Некрасов заставляет читателя проникнуться народным взглядом на жизнь. Вся духовная сила России заключена в ее народе. За трагедией отдельного человека поэт видит трагедию все­го русского народа. Поэт поистине обогатил литературный язык, включив в него фольклорную лексику, придав инто­нацию песенных мотивов. Язык Некрасова необыкновенно поэтичен. Некрасов — поэт-гуманист, продолжатель тради­ций лучших произведений отечественной классики.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Некрасов > Анализ лирики Н А Некрасова (2)