Изображение народного горя Н А Некрасовым как своего собственного («Вчерашний день часу в шестом » «В дороге») - сочинение

1.	Некрасов — поэт и гражданин.
2.	Стихотворение «В дороге».
3.	«Вчерашний день, часу в шестом...» — горе народное.
Н.	А. Некрасова неоднократно называли истинно народным поэтом, одним из наиболее чутко относившихся к проблемам простых людей. Народные проблемы искренне волновали поэта, что и отражалось в его пылких и трепетных, исполненных боли и сочувствия стихах.
Горе народа поэт воспринимает как свое собственное. Впрочем, такая острота восприятия поэтом окружавшей его действительности совершенно неудивительна: детство Некрасова было драматичным, в связи с чем в его душе произошел надлом. Отец поэта угнетал свою семью и крестьян, и мальчик очень остро ощутил несправедливость подобного мироустройства. В этом, пожалуй, и кроется совершенно искреннее негодование поэта перед народными бедами, его удивительно тонкое раскрытие народной души.
Образ лирического героя в поэзии Некрасова менялся на протяжении его творческого пути: менялась Россия, менялся и сам поэт. В некрасовском творчестве 1860-х годов, в годы перемен, реформ звучала надежда на эти перемены. Но демократические реформы не принесли народу свободы: и поэт разочаровался. Разочаровался не только в правительственных мерах, в реформах, оказавшихся несостоятельными. Поэт был в какой-то мере разочарован народом, певцом которого являлся. Первым из русских писателей Некрасов близко подошел к пониманию глубины и противоречивости народного характера. В то время поэты и писатели в народе искали ответы на все вопросы, видели надежду на лучшее будущее, глубочайший потенциал, полагали, что именно в народе заложено все социальное и духовное богатство России. Но идеализация народа Некрасову стала чуждой. В то время в его стихах призывам к освобождению народа от крепостной зависимости сопутствовали размышления о том, как осознает народ эту свободу. 
Стихотворение «В дороге» — одно из первых, показанных поэтом критику В. Г. Белинскому. Великий русский критик высоко оценил творение молодого поэта: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный!» Это стихотворение знаменует один из важнейших этапов Некрасова-поэта. В этом произведении особенно остро звучит основная тема лирики Некрасова: тема сочувствия народу и негодования на власть имущих.
Лирический герой стихотворения обращается к ямщику с просьбой:
...Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши...
И слышит трагичный рассказ о жизни крестьянина:
Самому мне невесело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена...
Это и стало причиной трагедии в жизни ямщика. Его жену учили как дворянку, вероятно, по прихоти барина. В то время подобное было достаточно обычным явлением: наиболее просвещенные из дворян учили крестьян грамоте. К Груше даже сватался «благородный», но не судьба:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Барин умер, и наследник отправил Грушу обратно на село. Разумеется, девушке, проведшей большую часть своей жизни в господском доме почти на равных, пришлось нелегко: к работе смолоду она приучена не была, а вышивание да чтение в крестьянской среде не ценились. 
И ямщика женили на Груше: в среде крепостных такое также было принято. Господа по собственному усмотрению подбирали пары из своих крестьян, редко кому доводилось жениться или выйти замуж по любви. Груше было нелегко, да и ямщику с ней тяжело пришлось: крестьянский парень не мог понять ее дворянских замашек и привычек.
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла - становилось Инда жалко подчас... да куды!
...При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная...
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!
И сына Груша воспитывала «как барчонка», учила грамоте. Ямщик жалуется герою, что «погубит она и сынишку», ведь крестьянскому сыну, по его разумению, ни к чему знания, науки, не нужны и излишние нежности. Ведь крепостному предстоит слепо подчиняться господам, а чем безоблачнее детство, тем тяжелее придется впоследствии.



В стихотворении «В дороге» Некрасов показывает два мира: мир господ и мир крепостных крестьян. Господа по собственной прихоти калечат жизни и души людей, зарождая в них острый раскол. Груша, привыкшая к неге и холе, тонко чувствующая, увидевшая мир, лишенный побоев и тяжелой работы, волею господ оказалась в совершенно чуждой ей среде крепостничества. Очевидно, в господском доме ей жилось очень неплохо. А выйдя замуж за крепостного, она испытала все тяготы крепостнического строя. Из-за барской прихоти была искалечена жизнь двух людей. И дело даже не в том, что ямщик заставлял ее работать... Муж жалел Грушу, «не томил» ее «безустанной работой», почти не бил («разве только под пьяную руку») и даже мог отнестись к жене с душой: Без пути не бранил, Уважал, тоисъ, вот как... Только вот не понимал он ее барских замашек, боялся того, как воспитывала Груша сына: Учит грамоте, моет, стрижет, Словно барчонка, каждый день чешет, Бить не бьет... Эту заботу он воспринимал как «дворянское баловство». Груша же стремилась привнести в свой быт то, чему ее, по прихоти господ, учили: воспитанность, этичность, заботливость и гуманность. Но в крестьянской крепостной среде все это и впрямь баловство: только душу тревожит. Груша более всего мучилась от непонимания, духовного одиночества. И Некрасов удивительно ярко показал это в своем стихотворении. В небольшом стихотворении «В дороге» Некрасов сумел показать всю глубину и драматичность крестьянско-крепостнической жизни, жизни людей безвластных и вынужденных подчиняться чужим приказам. Но не только крестьянское горе продемонстрировал поэт. Он смог заглянуть в души: и в душу Груни, воспитанной в холе и выброшенной в реальный и жестокий мир крепостничества, и ямщика, боящегося за жену и сына, не понимающего ее и ненавидящего из-за этого барство,- При этом ямщик способен смириться со всем, и это тоже удивительно тонко показано Некрасовым. Мужик даже не пытался бороться... И еще одно стихотворение удивительно по своей психологической глубине, по показанию поэтом народного горя. Это стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...». Стихотворение это начинается с драматичного описания: Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую.' Эти стоки хоть и очень краткие, но емкие. Удивительная глубина мысли поэта, выраженной в стихотворении, поражает. Хотелось бы обратить внимание на первые две строки стихотворения. Описывается самый обычный, ничем не примечательный день, вечер... И вдруг — переход к драматичной ситуации: «Там били женщину кнутом...». Контраст между обыденностью и непривычной в наше время жестокостью говорит о том, насколько же привычными современникам Некрасова были такие сцены... И следующие строки стихотворения говорят о безответности и бесправности крестьянства: Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... Некрасов умудрился показать в этих строках все свои чувства по отношению к современному ему мироустройству. Крестьянка терпела под бичом, прекрасно понимая, насколько бессмысленны будут ее протесты, насколько бесправным существом она является. В образе крестьянки Некрасов символически показал все страдание народа под игом крепостного права, всю боль и горечь людей. И завершают стихотворение такие строки: И Музея сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» В этих последних строках стихотворения Некрасов приходит к традиционной практически для каждого поэта теме Поэта и Поэзии. Муза Некрасова оказывается под стать страдающей крестьянке: тоже гонимая и не понимаемая, бессильная справиться с мрачной действительностью... Итак, даже в двух рассмотренных стихотворениях поэта мы видим его отношение к народу и народному горю. Строки некрасовской поэзии пронизаны сочувствием и пониманием народной трагедии, удивительно тонким восприятием боли одного человека и всего крепостного народа, страдающего в мучительной бессмысленности.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Некрасов > Изображение народного горя Н А Некрасовым как своего собственного («Вчерашний день часу в шестом » «В дороге»)