👍Сочинение Лирический герой Н А Некрасова Некрасов
Лирический герой Н А Некрасова - сочинение

Между поэтом и лирическим героем его стихов всегда существует различие — иногда малозаметное, иногда значительное. Поэт — реальный человек, а литературный герой — факт искусства. Лирический герой призван воплотить в себе самое существенное, что есть в уме и сердце его создателя, потому биография  
поэта, его вкусы, привязанности, характер интересуют нас лишь в том случае, если его герой становится частью нашей духовной жизни. Пропасть, разделяющая «ничтожное» и суетное существо в его обычной жизни и то же существо в минуты жреческого служения Аполлону — полубезумного, послушного лишь голосу лиры творца, — составляет главную мысль пушкинского стихотворения «Поэт». Лирический герой - это подлинное «я» поэта, очищенное от всего суетного и случайного.
Все сказанное выше относится и к Некрасову. В обычной жизни поэт, «ненависть в душе постыдно притая», был помещиком, русским барином и крепостником, проигрывал огромные суммы в карты, получал хороший доход от предпринимательской (издательской) деятельности. Среди его партнеров по картам были и влиятельные особы, дворянские «тузы» — такого рода знакомства часто помогали Некрасову спасать его журнал. Эта сторона жизни поэта не представлена в образе его лирического героя. В то же время Некрасову как личности были присущи гражданственность, страстность, стремление к нравственному преобразованию общества, передовые идеалы, моральные принципы «новых людей», способность остро чувствовать страдания простого человека, сопереживать ему. Эти человеческие свойства побуждали его к творчеству, заставляли его браться за перо и определяли характер его лирического «я».
В стихах Некрасова доминируют темы, связанные с острейшими социальными проблемами современности, с жизнью крестьянства, городских низов. Часто его произведения носят остропублицистический характер, близки к памфлету. Гражданское содержание своих стихотворений и поэм Некрасов считал более важным, чем их эстетические качества, что нашло выражение в знаменитой стихотворной декларации: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан». Некрасовский лирический герой — это прежде всего гражданин и поэт-трибун, все помыслы которого устремлены к одной цели — разбудить в современниках сочувствие к угнетенному и страдающему народу («толпе напоминать, что бедствует народ»), показать жизнь глазами народа.
В стихотворении «Вчерашний день, в часу шестом...» (1848) Некрасов изображает эпизод из городской жизни: зайдя на Сенную, он становится свидетелем того, как молодую крестьянку избивают кнутом за какую-то провинность (на тот момент закон разрешал подвергать крестьян телесному наказанию). Унижение и боль бесправных людей — вот, по Некрасову, подлинный побудительный мотив к творческому действию. Эту мысль поэт выразил в словах, переосмысливающих традиционный (известный в русской литературе со времен Пушкина) образ-символ Музы:
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная/»
Последние строки стихотворения, звучащие как клятва, подтверждены всем творчеством Некрасова. Его Муза в высшей степени демократична, обращена к народному миропониманию, не страшится проникать в самые темные углы крестьянской жизни и городских «низов», в душу простолюдина. Никто из поэтов XIX века не дерзал так близко подходить к «человеку из народа» на страницах литературного произведения, как это делал Некрасов. Приближение поэта к народному сознанию разрушало в глазах современников многие иллюзии, традиционные представления о «народных корнях». Достоевский и Л. Толстой поэтизировали патриархально-христианские начала народной нравственности, Чернышевский и Добролюбов, с их верой в близость социальной революции, идеализировали общинный уклад крестьянской жизни, видели в нем зачатки социализма.
Для Некрасова крестьянская «правда», народная этика также представляются основами национального бытия, но в своем творчестве он стремится пережить народную боль и высказать народную правду с позиций самого народа. Во многих стихотворениях Некрасова роль лирического героя передана простому человеку. Например, в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной...» от лица такого героя рассказана трагическая история женщины, вынужденной пойти на панель, чтобы купить гробик для ребенка, умершего от голода и болезни. Рассказчик «угрюм и озлоблен», он бессилен помочь женщине и утешает себя лишь тем, что скоро смерть прекратит и его, и ее мучения:
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком...
Изображая народную жизнь, Некрасов использует разные художественные формы. Его лирическое «я» то сливается с голосом человека из народа, то звучит самостоятельно. В стихотворении «В дороге»-лирический образ поэта еще отстранен от сознания ямщика. Голос ямщика и голос автора звучат здесь раздельно, в стихотворении «Школьник» — сливаются:
—	Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!
Эти слова принадлежат одновременно и русскому дворянину, следующему проселочной «невеселой дорогой», и ямщику- крестьянину, погоняющему усталых лошадей. Голосу и того и другого могут принадлежать слова:
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Это говорит Некрасов, но точно такие же слова мог бы произнести деревенский сосед школьника. Народный речевой склад, народные интонации, усвоенные некрасовским лирическим героем, не просто сближают автора с народным сознанием, но позволяют ощутить духовное и нравственное единство русского интеллигента-демократа и русского крестьянина.
Так происходит и в стихотворении «Несжатая полоса». Автор повествует о больном пахаре, не успевшем собрать урожай. Беда осмыслена здесь с крестьянской точки зрения. «Помирать собрался, а рожь сей», — говорили в народе. Так и некрасовский крестьянин перед лицом близкой смерти думает не о себе, а о земле, которая осиротеет с его уходом. Народное восприятие проявляется и в одушевлении земли-кормилицы: «Кажется, шепчут колосья друг другу...»
Образ «несжатой полосы» имеет не только прямое значение. Нива всякого труда (крестьянского, писательского) дорога человеку, которому свойственно переживать за дело своих рук больше, чем за собственную жизнь. Некрасов писал это стихотворение тяжелобольным, незадолго перед отъездом за границу на лечение, откуда, как ему представлялось, мог не вернуться. Тяжелее всего было сознавать, что дело его жизни останется незавершенным, урожай на ниве его писательского труда не будет собран. Таким образом, голос автора сливается здесь с голосом героя не только благодаря общности восприятия, но и по причине общности беды.
Боль за угнетенных и обиженных («...где народ — там и стон») пронизывает большинство произведений Некрасова. В ряде его произведений эта боль осознается как личное горе поэта, передается от лица поэта-гражданина:
Надрывается сердце от муки,



Плохо верится в силу добра, Внемля в мире царящие звуки Барабанов, цепей, топора. В других стихотворениях и поэмах автор вновь предоставляет возможность высказать свои обиды, дает «право голоса» самому народу. В «Железной дороге» о страшной жизни простых людей повествуют мертвецы: Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда... Всё претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда!.. С темой народных страданий связаны образы угнетателей народа, о которых поэт, «редким чутьем чуявший русскую жизнь» (Н. С. Лесков), также рассказывает с позиций маленького, бесправного человека. Жестокие, безнравственные «хозяева жизни» — управляющий-немец из «Забытой деревни», жестокий помещик из стихотворения «Родина», чиновник из «Размышлений у парадного подъезда», граф Клейнмихель и каждый «грамотей-десятник» из «Железной дороги» — виновны в страданиях людей и глухи к голосу совести. Автор подвергает их беспощадному осуждению, но не к ним обращает свои призывы. Причина несправедливого устройства жизни — не только в жестокости и бесчувственности ее «хозяев», но и в долготерпении народа. Чем был бы хуже твой удел, Когда бы ты менее терпел! — с горьким негодованием восклицает поэт, обращаясь к народу. Некрасов тоскует по буре, которая могла бы расплескать чашу народного горя, позволила бы России вырваться за пределы бесконечно длящейся ночи народного бесправия и унижения: Душно! без счастья и воли Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна! Лирический герой и автор едины также в цикле стихотворений, посвященных единомышленникам — Белинскому, Добролюбову, Писареву, Чернышевскому, Шевченко. Объединяющее начало в галерее этих лиц — писателей и общественных деятелей — образ «народного заступника», всегда вдохновлявший Некрасова. «Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой», — утверждал Некрасов-, поэтому гражданские мотивы проникают даже в его интимную лирику. В стихотворении «Зине» мы читаем: Мне борьба мешала быть поэтом, Песни мне мешали быть бойцом. Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдает На борьбу за брата человека, Только тот себя переживет... Лирический герой Некрасова учит нас чувствовать красоту и щедрость русского характера, переживать за боль другого человека, стремиться к справедливости. В редкой поэтической отзывчивости на чужое страдание и чужую радость Некрасов раскрыл себя в своем творчестве и как честный и деятельный гражданин, и как глубоко русский поэт.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Некрасов > Лирический герой Н А Некрасова