Сочинения > Некрасов > Н А Некрасов «В дороге»
Н А Некрасов «В дороге» - сочинение


Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное
Анализ стихотворения «В дороге» Н. А. Некрасова
Анализ стихотворения «На железной дороге»



«Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши 
Или, что ты видал, расскажи —
Буду, братец, за все благодарен». 
«Самому мне невесело, барин: Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она 
В барском доме была учена Вместе с барышней разным наукам, 
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать —
Всем дворянским манерам и штукам. Одевалась не то, что у нас 
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной, И не то что наш брат крепостной, Тоись, сватался к ней благородный (Слышь, учитель-ста врезамшись был, Байт кучер, Иваныч Торопка),
Да, знать, счастья ей Бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер... А справивши свадьбу, Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на Троицу в ночь Отдал Богу господскую душу, Сиротинкой оставивши Грушу...
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему В чем-нибудь, али напросто тесно Вместе жить показалось в дому, Понимаешь-ста, нам неизвестно. Воротил он ее на село —
Знай-де место свое ты, мужичка! Взвыла девка — крутенько пришло: Белоручка, вишь ты, белоличка!
Как на грех, девятнадцатый год Мне в ту пору случись... посадили На тягло — да на ней и женили... Тоись, сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый...
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорйлось! Как дрова или воду несла,
Как на баршину шла — становилось Инда жалко подчас... да куды! —
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко. При чужих и туда и сюда,



     
     



А украдкой ревет как шальная... Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!
На какой-то патрет все глядит Да читает какую-то книжку...
Инда страх меня, слышь ты, шемит, Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет, Бить не бьет — бить и мне не дает...
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна, Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна — Чай, свалим через месяц в могилу...
А с чего?.. Видит Бог, не томил Я ее безустанной работой...
Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой...
А, слышь, бить — так почти не бивал, Разве только под пьяную руку...»
«Ну, довольно, ямщик! Разгони Ты мою неотвязную скуку!..» 
Много определений давалось поэзии Н. А. Некрасова на протяжении ста с лишним лет. «Некрасов — крестьянский поэт», — говорили одни. «Поэт Петербурга», — утверждали другие. «Автор разночинцев», — писали третьи. «Певец революционной демократии», — отстаивали свои взгляды четвертые и т. д. Если эти определения верны, то только все вместе. Дело не только в том, что Некрасов писал о революционерах и о помещиках, о крестьянах и о петербургских чиновниках. Некрасов — народный поэт не только потому, что он говорил о народе, но и потому, что он (воспользуемся словами М. Цветаевой) «говорил народом». Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова характеризовали так точно и всеобъемлюще. Отсюда все особенности его поэзии: герои, темы, образы, ритмы.
Стихотворение «В дороге» (1845) считается первым антикрепостническим некрасовским произведением. Им открывается поэтический сборник Н. А. Некрасова 1856 года. Сюжет стихотворения прост и трепетно щемящ. На просьбу барина разогнать дорожную тоску песней, смешной небылицей ямщик рассказывает историю о собственной жене. Она прислуживала в помещичьем доме и «была учена», умела играть на фортепьяно, читала:
Одевалась не то, что у нас На селе сарафанницы наши,
А,	примерно представить, в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Но, по мнению рассказчика, «счастья ей Бог не судил». И когда господская дочь вышла замуж, а помещик заболел и умер, то Грушу (так зовут героиню) «воротили на село»:
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка — крутенько пришло: Белоручка, вишь ты, белоличка!
Ямщик сокрушается тому, что его не такая, как все крепостные крестьянки, жена никак не приживается в деревне, не может привыкнуть к простому быту. Он ее губит. Груше трудно отказаться от того, что ее окружало с детства. Потому кажется, что и своего сына она воспитывает не как все:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает...
Открывая барину душу, рассказчик словно ищет ответа, подсказки. Ему жалко тающую на глазах жену, которую «погубили господа, а была бы бабенка лихая».
Эта художественно представленная драматическая история не нова для русской литературы. Вспомним рассказы из «Записок охотника» Тургенева, к примеру, «Ермолай и мельничиха». О тяжелой доле талантливых крепостных писали и Н. С. Лесков, и А. И. Герцен, и Л. Н. Толстой. Судьба русской женщины неоднократно описывалась в некрасовских исповедях. Мы сочувствуем недоверию ямщика к господам, действительно погубившим его несчастную жену Грушу. Но с другой стороны, поэт показывает, как негативно относится простой человек к просвещению, видя в нем пустую господскую причуду:
На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку...
Инда страх меня, слышь ты, щемит...
На изображенный Некрасовым сюжет, как уже указывалось, существовало много стихов, в которых мчались удалые тройки, звенели колокольчики под дугой, звучали песни ямщиков. Именно об этом напоминает читателю автор в начале повествования. Но затем круто, решительно обрывает обычный и привычный для русской поэзии ход. Поражает в стихотворении речь ямщика, она лишена народно-песенных интонаций. Кажется, что суровая проза «ворвалась» в стихи: говор рассказчика насыщен диалектизмами: «варган» — искаженное «орган» (очевидно, речь идет о фортепьяно), «вальяжный» — важный, величавый; «перебрал по ревизии души» — проверил ревизские списки своих крестьян; «и с запашки ссадил на оброк» — отпустил крестьян на заработки, чтобы те выплачивали барину определенную сумму денег; «посадили на тягло» — «тягло», т. е. трудоспособная крестьянская семья, платящая оброк, исполняющая все повинности и имеющая надел земли, и т. д.
Н. А. Некрасов по-новому подходит к изображению человека из народа. Заметим, что в народных песнях, как правило, речь идет об «удалом ямщике», о «добром молодце», «красной девице». Все, что с ним случается, приложимо ко многим людям из крестьянской среды. Некрасова же интересует другое: личность крестьянина. Потому общее в крестьянской жизни автор изображает через индивидуальное, неповторимое.
Пожалуй, никто из современников Некрасова не пытался так близко «сойтись» с крестьянином на страницах поэтического произведения. Лишь он смог не только писать о народе, но и «говорить народом», «впуская» крестьян, нищих с их разным восприятием мира, разным языком в свои стихи. В стихотворении «В дороге» лирическое «я» поэта еще в значительной степени отстранено от сознания ямщика. Но по мере того как Некрасову открывалось в народной жизни высокое нравственное содержание, преодолевалась и лирическая разобщенность.


Похожие сочинения


Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное
Анализ стихотворения «В дороге» Н. А. Некрасова
Анализ стихотворения «На железной дороге»

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Богомолов Иван сочинение
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее