Сочинения > Некрасов > Н А Некрасов «Тройка»
Н А Некрасов «Тройка» - сочинение


Сочинение по картине В. Перова «Тройка»
Анализ стихотворения «Тройка» Н. А. Некрасова
Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Тройка"


Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво В волосах твоих, черных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается легкий пушок, 
Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки, Полный чар, зажигающих кровь, Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Поживешь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна, и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья, Полном жизни, — появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь.
Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки: Кони крепки, и сыты, и бойки, —
И ямщик под хмельком, и к другой Мчится вихрем корнет молодой... 
Раннюю лирику Н. А. Некрасова (а стихотворение «Тройка» было написано в 1846 году, когда поэту было около 25 лет) долгое время принято было считать ученической, подражательной, «перепевающей» мотивы русских романтиков. Но именно в середине сороковых годов им были созданы поэтические шедевры. «Тройка» принадлежит к их числу. Следует подчеркнуть, что Н. Некрасов был не только поэтом, но и прозаиком, очеркистом, драматургом, журналистом, критиком, издателем, организатором литературных дел (ближайший соратник В. Г. Белинского). Однако основным делом его жизни стала поэзия. Главным же ее пафосом и содержанием был народ, народность и все, что с этим связано.
Во всех некрасовских стихотворениях на первом плане — страдания народные. Об этом он так скажет в своей «Элегии»:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна, —
Не верьте, юноши, не стареет она.
Поэт сострадает крестьянам и особенно крестьянкам: женская доля еще тяжелее, чем мужская. Сюжет стихотворения драматичен. Оно начинается с вопроса: «Что ты жадно глядишь на дорогу / В стороне от веселых подруг?»
Далее повествование строится по принципу: от хорошего к плохому. Героиня бежит «вослед» за промчавшейся тройкой, на которой едет красивый корнет (корнет — младший чин офицера-кавалериста). Он загляделся на девушку. Их красота — корнета и молодой крестьянки — созвучна:



     
     



На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво В волосах твоих, черных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок. 
Красота русской женщины земная и неземная одновременно, она пока еще беззаботна, оживлена:
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
В первых строфах перекликаются радужные эпитеты: «торопливо» — «игриво» — «диво» — «красиво». Истинно русская привлекательность раскрывается как особой цветовой гаммой («алая», «румянец», «лицо вспыхнуло»), так и словесными намеками, метафорами («лукавый глазок», «взгляд, полный чар», «кинуть в сердце любовь»). Глубокий смысл таится и в повторе цвета: «волосы, черные как ночь», «чернобровая дикарка». Это цвет печали. Едва ли случаен такой повтор для Некрасова. Далее речь пойдет о безрадостном, темном будущем девушки. Слово «будущее» привычнее сочетать с эпитетом «светлый». Но это сочетание было невозможным в рассказе о женской крестьянской судьбе. Переломным моментом в повествовании становится шестая строфа:
Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна, и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Именно в этой строфе используется прием умолчания, когда автор паузой, многоточием указывает на то, о чем лучше не слышать юной красавице, живущей пока еще надеждой и верой в любовь. Это прозрение будущего удручает поэта, он как бы просит героиню: «Не гляди... не беги торопливо... не спеши за тройкой вослед». Ничего сверхъестественного в жизни юной красавицы произойти не может. У женщины появятся только заботы, тяготы. Действительно, о таком лучше не знать заранее. Жизнь веселая, беззаботная превратится в тяжкий и беспробудный сон: он «согнет в три погибели», оставит только право «нянчить», работать и есть. От того так внешне бесцветны, по мнению Некрасова, крестьянки:
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь
От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг.
Боль за русскую женщину, переживания побудили автора использовать весь возможный набор художественных, но традиционных (из века в век) страданий. Используется кольцевая композиция, построенная по схеме: от настоящего — к будущему и от будущего — к настоящему. Автор подчеркивает типичность судеб, скорбит о будущем героини «Тройки». Еще один прием — антитеза, противопоставление. Он отразился и в лексике стиха, и в рифмовке (тройке — бойки, к другой — молодой ), когда в строке четырехкратно повторяется возглас: ой... — ой... — ой... — ой, придающий особую надрывность некрасовскому трехстопному анапесту*, — так и в приемах описания образа героини повествования. В настоящей жизни ее портрет динамичен, все исполнено движения и жизни: «забило сердечко тревогу», «лицо вспыхнуло», «смотрит бойко лукавый глазок» и т. д. В описании будущего все становится похожим на вечную маску тупого терпения и бессмысленного испуга.
Финал жизни героини предшествует финалу стиха:
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь.
Мотив дороги и надежды остается тем не менее ключевым у Некрасова, ведь надежда умирает последней. Все эти авторские находки, образы и сюжет определили блистательный поэтический успех Н. Некрасова.








Похожие сочинения


Сочинение по картине В. Перова «Тройка»
Анализ стихотворения «Тройка» Н. А. Некрасова
Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Тройка"

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее