Русские женщины в поэзии Н А Некрасова - сочинение

Образ простой русской женщины занимает в творчестве Н. А. Некрасова одно из центральных мест. В России не было более бесправного, более униженного человека, чем женщина из низших сословий, поэтому поэт, посвятивший «лиру... народу своему», не мог не возвысить голос в защиту своей современницы. С другой стороны, в женщине Некрасов видел воплощение всех лучших качеств русского народа — терпения, самоотверженности, духовной силы, верности. Поэт воспевает не только духовную, но и физическую красоту крестьянок, создает образ «величавой славянки» — прекрасной, сильной, гордой. Хрестоматийно известны его поэтические строки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц...
Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и заканчивая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов воспевал красоту русских женщин, рассказывал об их судьбе.
Стихотворение «В дороге» повествует о трагической судьбе молодой крестьянки Груши — одной из жертв «барства дикого», как определял крепостничество А. С. Пушкин. Когда Груша была ребенком, помещики взяли ее в господский дом и для развлечения обучали дворянским манерам, а позднее выдали из прихоти за невежественного и грубого ямщика. Не вынеся тяжелого крестьянского труда, Груша вскоре гибнет. Автор указывает виновников трагедии: «...погубили ее господа...»
В стихотворении «Тройка» автор предсказывает героине — красавице-крестьянке, заглядевшейся на дорогу в ожидании счастья, горькую судьбу, типичную для многих женщин той эпохи: «Будет бить тебя муж-привередник, / И свекровь в три погибели гнуть...»
В своем творчестве Некрасов не раз обращается к теме жен- щины-матери. Мать поэта, Едена Николаевна Некрасова, образованная и добросердечная женщина, играла важную роль в воспитании/сына, ей посвящены строки: «О мать моя, подвигнут я тобою: / Во мне спасла живую душу ты!»
Образ матери издавна связывался в народно-поэтической традиции с образом Родины («матушка-Русь»), но именно благодаря Некрасову в русском литературном и разговорном языке появилось высокое выражение «Родина-мать». Впервые этот образ возникает в поэме «Саша»: «Родина-мать! я душою смирился, / Любящим сыном к тебе воротился», — а позднее появляется в стихотворениях «Свобода», «Что ни год — уменьшаются силы...», в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
В стихотворении «Внимая ужасам войны» Некрасов говорит, что ни любовь жены, ни преданность друга не могут сравниться с чувствами матери. Павшего на войне героя забудут со временем и жена, и лучший друг, одна мать не забудет его никогда:
...Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве...
Поэт пишет и о многострадальных матерях-крестьянках. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...», написанном вскоре после реформы 1861 года, поэт описывает типичную картину летней страды: нестерпимый зной, безлесная равнина, палящее солнце; «бедная баба», отгоняя насекомых, выбиваясь из сил, мечется между «полосыньками» — надо и работать, и успокаивать ребенка. С болью пишет поэт о вековечном терпении русской женщины:
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Образ женщины-мученицы связывается в творчестве поэта с образом его музы — музы «мести и печали». Об этом он пишет в одном из ранних своих стихотворений «Вчерашний день, часу в шестом...», повествующем о наказании кнутом крестьянки:
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная/»
Жизнь русских крестьян мало изменилась после реформы, не стала легче и судьба женщин-крестьянок. В поэме «Орина, мать солдатская» Некрасов описывает страшную участь крестьянки, сына которой замучили в царской армии. Старая женщина осталась одна со своим горем: «Мало слов, а горя реченька, / Горя реченька бездонная!..» О тяжелой доле крестьянки поэт пишет и в поэме «Мороз, Красный нос»:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться.
С наибольшей полнотой тема судьбы русской женщины-кре- стьянки раскрыта в некрасовских поэмах «Мороз, Красный нос» (образ Дарьи) и «Кому на Руси жить хорошо (образ Матрены Тимофеевны Корчагиной).
В поэме «Мороз, Красный нос» описывается трагедия деревенской семьи, потерявшей кормильца. За великим горем «вдовицы и матери малых сирот» поэт видит трагедию многих поколений русских женщин, терявших мужей и сыновей в опустошительных войнах и социальных катастрофах.



Глаза плачущей Дарьи у Некрасова растворяются в сером, пасмурном русском небе, плачущем дождем, превращаются в хлебное поле, истекающее перезревшими зернами-слезами, застывают в круглые жемчужины, сосульками повисают на ресницах, как на карнизах русских изб: Кругом — поглядеть нету мочи, Равнина в алмазах блестит... У Дарьи слезами наполнились очи — Должно быть, их солнце слепит... Встречая беду, Дарья не о себе печется, но, «полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит». Даже мечтая о свадьбе сына, она обращается к умершему Проклу: «Я ему молвить боялась, / Как я любила его!» В трагической ситуации Дарья не каменеет сердцем, напротив, в ее душе словно увеличивается энергия сострадательной любви. Она с участием и нежностью воспоминает, например, случайно увиденную ею в монастыре усопшую схимницу: В личико долго глядела я: Всех ты моложе, нарядней, милей, Ты меж сестер словно горлинка белая Промежду сизых, простых голубей. После смерти мужа Дарью настигает и ее собственная смерть. Умирая, некрасовская героиня с любовью думает о Прокле, о своих детях, о крестьянском труде на вечной ниве: И Дарьюшка долго смотрела, От солнца рукой заслонясь, Как дети с отцом приближались К дымящейся риге своей, И ей из снопов улыбались Румяные лица детей... Образ Матрены Тимофеевны венчает развитие в творчестве Некрасова темы крестьянки. Жизнь Матрены типична для крестьянской женщины некрасовского времени. В родительской семье ей пришлось работать уже «по пятому годку». Родители, хотя и любили дочь, выдали Матрену замуж, не спросив ее согласия. Жизнь в семье мужа Матрена называет «адом». Филипп Ильич любил свою жену, но, по крестьянскому обыкновению, иногда бил ее, а когда уезжал на заработки, Матрена оставалась ...с золовками, Со свекром, со свекровушкой, Любить-голубить некому, А есть кому журить! Полная горя и лишений жизнь не сломила и не ожесточила героиню. Она добра, благородна, справедлива, самоотверженно любит мужа и детей, однако «обиды смертные» камнем лежат в ее душе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу». Притча о потерянных «ключах от счастья женского», завершающая повесть о Матрене, символизирует у Некрасова участь крестьянских женщин в России. Некрасовские образы женщин из городских «низов» предвосхищают появление женских образов Достоевского. Так, в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной...» автор рассказывает историю женщины, которую «с детства судьба невзлюбила». В этой женской судьбе одна беда сменяет другую: вначале нищенское детство рядом с угрюмым, злым отцом; затем унижение и побои от нелюбимого, недоброго мужа — «с бешеным нравом, с тяжелой рукой», а после — смерть ребенка. Чтобы купить гробик ребенку, женщина идет на панель, и рассказчик понимает, что и в дальнейшем его подруга будет вынуждена продавать себя: 1де ты теперь? С тщетой горемычной Злая тебя сокрушила борьба? Или пошла ты дорогой обычной, И роковая свершится судьба? В творчестве Некрасова есть и героини из дворянского сословия. В поэме «Саша» нашел воплощение тип женщины из числа «новых людей». Героиня Некрасова сближается с крестьянами, лечит их, пишет для них письма. Исторические персонажи — княгиня Трубецкая и княгиня Волконская, последовавшие вслед за своими мужьями, сосланными в Сибирь, становятся главными героинями некрасовской поэмы «Русские женщины». В женах декабристов, как и в героине поэмы «Саша», Некрасов подчеркивает их демократизм, близость к народу. Некрасовская Волконская говорит: «Народ! я бодрее с тобою несла / Мое непосильное бремя!» На протяжении всего своего творческого пути Некрасов многократно обращался к образам русских женщин — униженных, бесправных, но в то же время гордых, не сломленных жизнью, и вложил в эти образы весь свой талант художника, всю свою боль и нежность, всю веру в грядущее избавление женщин России от «свинцовых мерзостей жизни».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Некрасов > Русские женщины в поэзии Н А Некрасова