Русский народ в изображении Н А Некрасова - сочинение

Некрасова часто называют народным поэтом, и это действительно так. Он как никто часто обращался к теме русского народа.
Некрасов жил еще при крепостном праве и воочию мог наблюдать картины жизни порабощенных, не смеющих поднять головы людей. Подавляющее большинство его стихотворений (особенно известных) посвящено русскому мужику. Куда ни кинешь взгляд — везде страдания. Едешь ли по железной дороге — за окном незримо встают тысячи безымянных людей, положивших свои жизни на ее строительство. Стоишь ли у парадного подъезда — видишь несчастных, оборванных, отчаявшихся, ждущих ответа на свои прошения (а дожидались часто лишь того, что их выталкивали в шею). Любуешься ли красотами Волги — по ней бурлаки со стоном тянут баржу.
Ни в городе, ни в деревне не находится простого мужика, который был бы действительно счастлив. Некрасов одинаково сочувственно относился и к городским, и к деревенским «простым людям», сопереживал и тем, и другим.
Трагедии городских «углов» и улиц звучат в таких стихотворениях, как «Еду ли ночью по улице темной...», бытовых зарисовках «На улице».
«Еду ли ночью по улице темной...» — трагедия любви. Но любовь эту загубила не измена, не время, не обстоятельства, а жестокая нужда. Некрасов пишет про женщину, вынужденную отринуть свою любовь: «с детства судьба невзлюбила тебя». Но слова эти не о конкретном человеке, а обо всех женщинах, которым общество не дает дышать, жить, любить. У них умирают дети, они теряют возлюбленных, вынуждены идти на панель, становятся всеми презираемыми. И презирает их в первую очередь само общество, породившее нищету, в которой не может выжить любовь, да и сама жизнь теряет всякий смысл.
В коротеньком цикле «На улице» представлены различные социальные типы: солдат, извозчик, нищий. У каждого из них свои заботы, свое горе, но породила все это тяжкая нужда. Нужда, голод, болезнь заставили человека украсть калач, стать вором, может быть, вопреки своей воле. Нужда заставляет молодого мужика уходить из дома. Куда он идет? На заработки, а скорей всего в рекруты. Об этом не сказано, да и неважно, главное — семья остается без кормильца. Нужда убила ребенка, не знавшего в жизни ласки, слышавшего всегда лишь упреки в том, что он появился на свет (хотя не он виноват в своем рождении). Нужда заставляет извозчика начищать упряжь на своей кляче, чтобы «промыслить» богатого седока. Люди разные — судьба у всех одна: отчаянная борьба с нищетой, почти всегда безуспешная.
В деревне простым людям живется не легче, чем в городе. Это ярче и полнее всего выражено в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Крестьянский мир, как и мир городских .низов, неоднороден. Деревенские жители все задавлены тяжелой нуждой, но, как ни странно, воспринимают ее по-разному. Одни тупо тянут свою лямку, другие ропщут, третьи пытаются найти объяснение порядку вещей, четвертые борются. Так появляются разные представители крестьянской среды, пытающиеся добиться истины своими методами.
Есть мирные деревенские жители, не готовые к тяжелой борьбе. Но, сознавая несправедливость устройства жизни, они становятся правдоискателями, которых волнует единственный вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» Эти люди (семь простых мужиков из поэмы) не пытаются «переделать мир», но уже одно то, что они задались подобным вопросом, говорит о том, что крестьяне начинают поднимать голову, разгибаться от многовекового ярма. Только вопрос находит не совсем тот ответ, который ждали мужики. Каково оказывается крестьянское счастье? «Родилось реп до тысячи», «в двадцати сражениях я был, а не убит», «добрел на родину», «я был любимый раб», «а счастье наше — в хлебушке». Невелико крестьянское счастье, да и можно ли это так назвать? Когда не видишь белого света, работаешь, не разгибаясь, — и тому будешь рад, что жив.
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями...
Правдоискатели всего лишь ищут ответа на свой вопрос. Но есть люди, которые являются воистину народными заступниками. Таковы Яким Нагой и Ермил Гирин. Яким умеет выразить то, что мучает русский народ. А мучает непосильная работа, безмерная, надрывная, неблагодарная. Как же винить человека, который пьет, забывая хоть на время свою тяжелую долю? Кто велик в работе, тот велик «в гульбе».



Ермил Гирин действует не только словами, но и делами. Народ избирает его бурмистром, и он судит народ всегда по справедливости, даже отправляет своего родного брата в рекруты. Сколько б ни стонал русский народ, но встретится иногда человек, подобный Ермилу: заступится, рассудит, виновного накажет. Счастья не даст, но жизнь сделает полегче. Народ ценит таких людей, они позволяют ему вздохнуть свободно, потому что и сами — выходцы из народа. Встречаются среди крестьян бунтари. Им уже невмоготу терпеть угнетение и издевательства, и они не просто говорят, даже не просто отстаивают мужицкие права, а действительно борются. Они готовы пойти на каторгу (как дед Савелий), чтобы только расправиться со своими мучителями. Пусть таких крестьян немного, но они есть. Это — русские богатыри. Сила их в терпении, как говорит Савелий. Терпение у русского народа всегда было огромно. Но когда долготерпению приходит конец — это смерть для поработителей. Семеро правдоискателей так и не находят человека, которому бы жилось «весело, вольготно на Руси». Но не так все беспросветно. В русском народе огромное терпение, но и огромная сила. Спасение народа — лишь в нем самом, в его единении. В народе заложена мудрость, нравственные истины. Об этом — в главе о двух великих грешниках, один из них сбросил с себя бремя греха, убив другого. Перед этим он многие и многие годы замаливал свои грехи. Русский народ всегда уповал на Бога: Господу Богу помолимся: Милуй нас, темных рабов! У народа с его природной мудростью и высокой духовностью есть путь к спасению. «Сердце народное», сила, правда, совесть — залог этого. Народ поднимает голову, расправляет согнутую веками спину: Рать подымается — Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! Народ поднимается, тянется к духовному развитию. Об этом — в стихотворении «Школьник». Бедный мальчик едет учиться. Отец его собрал последние гроши, чтобы отправить сына в школу. Такие, как этот мальчик, и есть спасение России, ее путь к свободе, к свету. Они стремятся не только к знаниям, но и к добру. В них от природы заложены совесть, благородство, любовь. А ведь это высшие человеческие ценности, их не уничтожишь, не убьешь. Некрасов, видя и страдания народа, и его духовную силу, указывает единственный путь к спасению — единение. Если народ будет вместе — он непобедим, всемогущ и велик.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Некрасов > Русский народ в изображении Н А Некрасова