Сочинения > Ночь перед Рождеством > Персонажи украинского фольклора в повести Н В Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Персонажи украинского фольклора в повести Н В Гоголя «Ночь перед Рождеством» - сочинение


Молодежь и суеверия в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» ч2


С раннего детства Н. В. Гоголя окружала атмосфера народных легенд, поверий, сказок и былей. Прекрасными рассказчиками интересных историй были его родители. А отец будущего писателя, Василий Львович, на основе этих рассказов даже ставил пьесы. Не меньше легенд о разных чудесах и персонажах украинского фольклора Николай Васильевич слышал на знаменитых ярмарках, на вечерницах, во время веселых народных гуляний. Здесь каждый хотел поведать свою историю. В таких рассказах сталкивались добро и зло, человек и нечистая сила. Враждебные людям персонажи — черти, ведьмы, колдуны и др. — всегда стремились им навредить. Но человек пытался одолеть и побороть злую силу.
Одно из таких столкновений изображено в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». События в ней разворачиваются в ночь перед большим христианским праздником. По народным поверьям, именно в это время нечистая сила очень активна. Одним из главных героев повести можно назвать черта. Это полностью вымышленный персонаж. Народная фантазия наделила его особым обликом. В повести портрет черта дан рассказчиком очень детально. Как всякий чужой для украинцев человек, он назван немцем. Своей узенькой мордочкой и пятачком черт похож на свинью. Но больше рассказчик сравнивает черта с людьми. То с яре- сковским головой, то с губернским стряпчим в мундире. В этом проявляется гоголевский юмор. С его помощью автор добродушно высмеивает недостатки людей.
За чертом числилось много проделок. В начале повести мы видим его летящим по небу. Нечистый крадет месяц, чтобы отомстить Вакуле за свои мучения в картине Страшного суда. Чтобы Чуб с кумом не попали к Солохе, он устраивает сильную метель. В народе же верят, что ненастья и вьюги насылаются нечистой силой, которая хочет запутать человека. Так и Чуб с кумом сбились с пути. Метель была такой сердитой, что они не видели ни одного дома и в конце концов потеряли друг друга. А Чуб так заблудился, что даже не узнал собственной хаты. Но главная цель черта, по поверьям, — завладеть душой человека. В обмен на помощь Вакуле он требует его душу. Но кузнец «сотворил крест» и заставил черта повиноваться. Ночью Вакула летит на черте в Петербург. Это время буйства нечистой силы. Поэтому в небе кузнец видит все живым. Звезды, как дети, играют в жмурки. Духи клубятся целыми облаками. Летает метла ведьмы; сидя в горшке, несется колдун. В это же время черт оборачивается в других животных. В самом Петербурге он превращается в коня и ведет Вакулу по улицам города. А перед походом во дворец царицы он сделался таким маленьким, что поместился у кузнеца в кармане. Но все силы черта исчезают, когда наступает утро. Новый день начинается с крика петуха. Поэтому возвращается Вакула из столицы перед его пением. Вместо того, чтобы посмеяться над человеком, черт сам оказался наказан. Вакула смог ему противостоять.
Но некоторые люди, по народным поверьям, могли вступать в союз с нечистой силой. В повести это ведьма Солоха и знахарь Пацюк.



     
     



Солоха верхом на метле летает по небу, прячет в рукав звезды. Она тоже может превращаться в животных. Кто-то из жителей Диканьки видел, как Солоха «черною кошкою перебежала дорогу». К попадье она явилась в облике свиньи, «закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад». А парубок Кизяколупенко «видел у нее сзади хвост». Несмотря на все эти проделки, среди односельчан Солоха была обычной женщиной и доброй хозяйкой. От роду ей не больше сорока лет и была она «ни хороша, ни дурна собою». Но от других женщин отличалась особой хитростью и сметливостью. Именно эти качества помогли ей перехитрить казаков, которые пришли к ней на вечерю. Она спрятала их в мешки, и гости долго не могли выйти на свободу.
Пацюк тоже знается с нечистой силой. Его считали знахарем, потому что он умел заговорами лечить людей. Он без труда определил, что за спиной у Вакулы уже сидит черт и не нужно его искать. Кроме того, Пацюк не соблюдает пост и в вечер голодной кутьи ест вареники со сметаной. Увидев это, набожный кузнец выбежал из его хаты.
Таким образом, в повести сочетаются реальность и фантастика. Здесь христианство переплелось с язычеством. Именно христианская вера помогает Вакуле не только победить нечистую силу, но и наказать ее.



Похожие сочинения


Молодежь и суеверия в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» ч2

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее