Фантастика и реальность в повести Н В Гоголя «Ночь перед Рождеством» ч2 - сочинение

(Запорожцы приехали просить государыню сохранить Запорожскую Сечь). - Была ли выполнена просьба запорожцев? (Просьба была отклонена. Российская императрица Екатерина II подписала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии» 5 августа 1775 г.) - Почему Гоголь не показывает этот исторический момент? - Слова запорожцев к царице и просьба Вакулы поставлены рядом. Какого эффекта достигает Гоголь в этой сцене? (Реальность вступает в противоречие со сказкой, поэтому Гоголь не изобразил сцену отклонения просьбы. Гоголь даёт понять, что действие происходит не в реальном, а в сказочном городе, где правит добрая царица, выполняющая просьбы подданных. Так и происходит в сказке: Екатерина отдаёт простому кузнецу самые дорогие черевички. Радостное восхищение, удивление, которые испытывает Вакула, попадая в волшебный мир, оказываются оправданными). - Выразительное чтение отрывка от слов «Бережно вынул он из пазухи башмаки…» до слов «…

и она стала ещё лучше». - Почему капризная красавица стала ещё лучше? (Оксана поняла, что любит Вакулу, что ей не нужны ни наряды, ни дорогие украшения, ни сказочной красоты черевички, поскольку нет ничего на свете дороже любви). 10. Сообщение подготовленного ученика об опере Н. А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал Римского-Корсакова. Но он считал себя не в праве взяться за разработку этого сюжета, потому что он был уже использован в опере Чайковского «Черевички». Но, когда Чайковский умер, Римский-Корсаков не считал себя более связанным какими-либо моральными обязательствами. Он задумал свою оперу иначе, чем Чайковский — не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями. Опера была начата весной 1894 года, а в следующем году закончена.

Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица (в повести Гоголя Екатерина II), а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 23 ноября 1895 года. «Былью-колядкой» назвал Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед рождеством». Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами. С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучил подлинные напевы колядок (то есть песен, исполняемых под рождество — при колядовании), которые послужили основой для мелодики оперы.

Оркестровое вступление к первому акту дает поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные аккорды этого вступления часто звучат в музыке оперы. 11. Прослушивание фрагментов оперы (акт 2, картина 2 – колядные песни). (Улица на селе. Лунная ночь. На переднем плане — кузница Вакулы. Он оставляет мешки у кузницы и берёт с собой лишь маленький мешок, полагая, что в нём его кузнечные принадлежности. Собираются парни и девушки,

Они поют колядные песни. Они шутят над подкутившим Панасом и над Вакулой. Кузнец решает пойти к запорожцу Пацюку, колдуну и чародею. Парни и девушки развязывают мешки, из которых вылезают Чуб, Дьяк и Голова. Молодёжь догадывается про проделки Солохи и вышучивает злополучных донжуанов.) - В чём сходство и различия в звучании оперы и повести? (Объединяющим началом являются народные мотивы, звучащие в повести и опере. В финале повести возникает неожиданный мотив: страх перед нечистой силой). - Есть ли для этого основания? Ведь чёрт посрамлён: Вакула нарисовал картину, на которой нечистая сила изображена в неприглядном виде?

- Выразительное чтение финала повести от слов «Проезжал через Диканьку блаженной памяти архиерей…» и до конца. Повесть похожа на сказку: добро побеждает. В жизни порой бывает иначе. В перспективе будущего для писателя много страшного и непонятного.

Вот почему плачет ребёнок на руках у матери.

III. Подведение итогов урока. Выявление художественной идеи произведения. В цикле повестей воплощена та мечта на чудной, простой, нравственной и духовно красивой жизни, которую Гоголь будет мерить достоинство реальной жизни человека. Он неизменно будет горько осуждать уклад жизни общества, так разительно не соответствующий его мечте. В «Вечерах…

» проявилась существеннейшая особенность Гоголя: он увидел мир как чудесный. И в позднейшем творчестве сохранится видение мира как необычного, хотя чудесное заменится по большей части, ненормальным, абсурдным.

IV. Домашнее задание. 1.Прочитать рассказ И. С.Тургенева «Муму», с.221-252, часть 1. 2.Устно ответить на вопрос «Что в рассказе произвело на меня самое сильное впечатление?» 3. Составить вопросы, на которые хотелось бы получить ответ на уроках. 4. Инд. задания. Подготовить сообщения: - о друзьях детства И. С.Тургенева; - о порядках в доме Тургеневых; - о прототипах героев рассказа «Муму».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Ночь перед Рождеством > Фантастика и реальность в повести Н В Гоголя «Ночь перед Рождеством» ч2