Обломов и обломовщина (Первый вариант) - сочинение

В типе Обломова и во всей этой обломов­щине

мы видим нечто большее,

нежели просто удачное создание сильного

таланта; мы находим в нем произведение

русской жизни, «знамение времени».

Н. А. Добролюбов

Автор «Обломова» обратил свое внимание не на разоблачение политического строя крепостнической России, а на весь уклад русской жизни с явлениями застоя и рас­пада, уродующими человеческую личность.

«Обломов» Гончарова — это роман-исследование. Писатель раскрывает коренные пороки сформированной крепостничеством психологии. «Я старался показать в «Обломове», — писал Гончаров, — как и отчего у нас люди превращаются прежде вре­мени в «кисель». Обломова превратили в «кисель» обстоятельства, в которых он очутился, и прежде всего воспитание, полученное им в Обломовке. Обожающая его семья была невежественной и инертной, труд сносила, как наказание, и Илюшу воспитала по своему образу и подобию. Здесь, в постоянно сонной помещичьей усадьбе, где «триста Захаров» работали на своих владельцев, неглупый и живой мальчик постепенно превращался в «экзотический цветок». Крепостническое воспитание Обломова обусловило его характер и поведение — равнодушие к науке и служебной карьере, праздную мечтательность, неспособность к действию, даже несостоятель­ность в отношениях с любимой девушкой. «Трогает жизнь, везде достает», — вот что больше всего беспокоит Илью Ильича.



В воспитании не бывает пустяков. «Началось с неумения надевать чулки, а кон­чилось неумением жить», — говорит Штольц, объясняя, почему Илья Ильич ду­ховно гибнет, превращается в «клад, заваленный всякой дрянью». Обломовщина, то есть устои русской жизни, порожденные крепостничеством, победила Илью Ильича, хотя сдался он не безропотно, не без сопротивления. Ав­тор рассказывает о борьбе внутренних сил в самом герое, о безрезультатных по­пытках друзей спасти его. Сама жизнь Обломова изображена как драма незауряд­ного, честного человека, сломленного обломовщиной. Писатель показывает многообразие проявлений обломовщины как такого суще­ствования, которое замыкается в себе, останавливается в своем развитии, стано­вится бесцельным. Где же выход, в чем он? Гончаров в своем романе ищет положительные начала русской жизни, но не находит их. Ни честность и «голубиное сердце» Обломова, ни трезвая практичность и трудолюбие энергичного Штольца, ни романтичность и требовательность к себе Ольги, ни любящее сердце и добрая душа Пшеницыной, ни, тем более, «барские притязания» Захара не внушают надежду на победу над обломовщиной. Писатель как будто ни к чему не призывает, ничего не доказывает, но мы, чита­ющие его великую книгу, понимаем, что дело не в Обломове, не в отдельных лич­ностях, а в очень сложном и опасном социально-психологическом явлении, кото­рое не сможет уничтожить сразу даже отмена крепостного права. И жизнь подтвердила справедливость этой мысли. Пройдет более сорока лет после появления «Обломова», и А. П. Чехов напишет «Вишневый сад», комедию, в кото­рой поставит вопрос о прошлом, настоящем и будущем России. Сорок лет, прошедших после отмены крепостного права, почти не изменили расстановки сил, психологии представителей старого барства и новых, буржуазных дельцов, показали, что обломовщина очень живуча, очень опасна и не штольцам с лопахиными ее победить. При слове «обломовщина» в сознании возникает не толь­ко образ помещика-байбака Обломова, «обломка» патриархальной крепостничес­кой усадьбы, с его халатом, туфлями и диваном, но и представление о жизни по инерции, и косности и застое. Вот почему понятие «обломовщина» стало нарица­тельным и, к сожалению, пока еще современным.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Обломов > Обломов и обломовщина (Первый вариант)