АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ «ОБРЫВ» - сочинение

Гончаров, как и любой другой писатель, старается быть лояльным по отношению к описываемому, и вследствие этого мы не можем найти конкретных слов, выражающих его авторскую позицию. Но ее можно узнать через мнения персонажей, через ситуации, в которых они оказываются.
В романе Гончаров не только проводит глубокий анализ характеров людей и их убеждений, но и продолжает заниматься поиском той настоящей красоты, которую искали еще в древние века. Эта  
красота — любовь в разных ее проявлениях: либо в искусстве, либо человеческая любовь и даже любовь к Богу. Не случайно все главные герои, как и герои Тургенева, проходят проверку любовью. А на протяжении романа автор пытается выяснить, какой же должна быть любовь. Как главному герою, Райскому и его переживаниям уделяется основное место в «Обрыве», и именно им проводится оценка остальных персонажей романа. Райский человек эстетического мировоззрения, и цель его жизни — найти, а главное — передать найденную красоту или в полотнах, или в музыке, или на страницах романа. Как цельная натура, Райский анализирует себя довольно часто на протяжении всей книги, и вот тут-то и звучит голос автора, говорящий, что «священный огнь» есть у Райского, но отобразить и показать его другим людям он не может. Именно поэтому Марк Волохов называет его неудачником. Автор любит Райского и сочувствует ему, он пытается его спасти, проводя через сложные жизненные препятствия, но и это не помогает. Райского уже нельзя изменить. Райского неправильно воспитывали в детстве, не приучили к труду. Очень часто при раскрытии характеров автор показывает детство и воспитание героя. Гончаров считает, что это одна из причин характера героя, его дальнейшей судьбы.
В некоторых моментах повести можно увидеть и авторский совет. Когда герои размышляет, что он делает неправильно, ему кто-то шепчет: «Не внеси искусства в жизнь, а внеси жизнь в искусство».
Прием передачи Райского с помощью других людей также использован Гончаровым: он и «актер», и «гордец», и «эгоист». Но так как только лишь друзья могут хорошо узнать человека, то скорее всего автор так же, как они: «честнейшее сердце, благородная натура, но нервная, страстная, огненная и раздражительная». Впоследствии через различные ситуации автор доказывает эту характеристику. Несмотря на непонятность артистической натуры, Райский остается благородным, отзывчивым и добрым человеком, что видно из его отношений с сестрами и бабушкой.
В противоположность Райскому автор приводит Марка. Его нельзя назвать добрым, честным, благородным, он сильный, умный, но одновременно с тем ограниченный человек, принимает на веру только свои собственные убеждения. Внешне Марк выглядит как настоящий разбойник. Вера очень часто называет его волком. По своим атеистическим убеждениям он напоминает Базарова. Сам автор считает Марка «заблудшей овцой» в христианском смысле, возможно, Гончаров пытается вместе с Верой вернуть его на верную тропу.
Для выражения своих мыслей автор часто прибегает к портрету. Почти для всех персонажей можно найти описание их внешности и внутренних качеств, внешнего облика. Единственная характеристика, которая держится лишь на внешнем облике, — это портрет Софьи — холодная мраморная статуя, что соответствует ее характеру: холодная и безразличная, она не способна по-настоящему любить, в ней нет духовного содержания, она пуста, как статуя. Это скоро понимает и Райский и забывает ее; идеал Райского должен обладать некой внутренней силой, духовным содержанием, именно эту нравственную красоту увидит Райский в бабушке и Вере. В этом вопросе Гончаров солидарен с позицией своего героя.
Для обрисовки еще одного персонажа автор использует прием вставной повести. Это повесть Райского о Наташе, которая является полной противоположностью Софьи. .Будучи не очень красивой физически, она обладает огромной духовной красотой. Нельзя не заметить сходство судьбы Наташи с судьбой главной героини «Бедной Лизы» Карамзина, на это намекает и сам автор: Райский называет ее бедной Наташей. Эта женщина являет собой пример чистой и бескорыстной любви, она никогда ничего не требовала от Райского. Для Наташи любить — значит дышать. Но Гончаров ищет другую любовь, не тихую, где один безвозмездно предан другому, а равную.
В деревне Райский встречает Марфеньку, самое доброе и беззаботное существо, которое он когда-либо встречал. Образ Марфеньки Гончаров раскрывает через окружающий ее пейзаж: «то смеялась, то хмурилась, глядела так свежо и бодро, как это утро». Этим приемом автор показывает, что Марфенька является неотъемлемой частью природы, и сам Райский сравнивает ее с птичками, которых она кормила. Марфенька ближе всех героев «Обрыва» находится к природе. Может быть, поэтому в любви ей везет больше, к тому же она не требует от своего избранника слишком многого. Викентьев — такое же предоброе существо, как и она. Они показали нам вид особенной любви, ангельской. К сожалению, не все могут любить так, а более сильным й глубоким натурам, таким, как Вера, Райский, нужна любовь сильная, человеческая.



В «Обрыве» мы можем найти любовь из далеких рыцарских романов. Это любовь Крицкой. Одновременно эта любовь является пародией на светскую. Татьяна Марковна была для Райского загадкой с самого начала, и практически до конца его пребывания в деревне Райский был очень удивлен большой нравственной силой и житейской мудростью бабушки. Райский в данном случае выражает позицию автора, считая, что такая сила может прийти только после очень сильной любви. Что автор и подтверждает с помощью старой, но правдивой сплетни о Тите Никоныче и Татьяне Марковне. Будучи уже в преклонном возрасте, Татьяна Марковна находит в себе силы помочь Вере, хотя драма внучки причиняет ей страдания, так как напоминает свою. Через образ Татьяны Марковны автор раскрывает нам образ настоящей русской женщины, сильной и духовной, проникаясь, как и Райский, глубоким уважением и гордостью за нее. В романе, Гончаров показал двух настоящих джентльменов, двух рыцарей, готовых на все ради дам своего сердца, — это Тушин и Тит Никоныч Ватутин. Они одновременно сильные и очень добрые и благородные. Райский по праву считает Веру идеалом любящей женщины и женщины вообще. В ней красота душевная и внешняя слились в одно целое, и получился прекрасный поэтический образ. Любовь Веры и Марка была равноправной, но между ними происходила постоянная борьба из-за различных взглядов не только на любовь, но и на саму жизнь. Любовь Марка заключалась в «кратковременном, животном счастье», а Вера, будучи христианкой, верила в любовь верную, узаконенную перед Богом и людьми. Она, как и Ольга Ильинская, пыталась переубедить и переучить Марка; мечтала «воротить и его на дорогу уже испытанного добра и правды... в глубину ее веры, ее надежд». Но Марк был слишком самонадеян и самовлюблен. «Долгое время между ними была борьба, которая кончилась наконец не победой того или другого, а взаимным поражением и разлукой навсегда». Между ними возник обрыв, непреодолимый обрыв. Но Вера смогла удержаться на обрыве с помощью больших внутренних сил и чуткости бабушки. В конце произведения Гончаров оставляет каждому надежду на возрождение, на лучшую жизнь. Он дает это и Вере — в соединении с Тушиным, и Райскому — в его новом увлечении скульптурой, и бабушке — в ее любви к Вере. Гончаров показал много самых различных типов любви, но настоящую любовь он так и не нашел, хотя нашел и раскрыл несколько прекрасных женских образов. Роман «Обрыв» — это поистине гениальное произведение о любви, это настоящий поиск, и можно сказать, что автор приблизился к разрешению загадки. Земная любовь несовершенна, ведь у любви божественная сущность.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Обрыв > АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ «ОБРЫВ»