👍Сочинение Нравственные идеалы в повести А И Солженицына «Один день Ивана Денисовича» Один день Ивана Денисовича
Нравственные идеалы в повести А И Солженицына «Один день Ивана Денисовича» - сочинение

1.	Основные темы рассказа.
2.	Шухов и другие заключенные.
3.	Лагерная проверка нравственности.
Напечатанный в 1962 году рассказ Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича» стал большим событием в литературе и общественной жизни. Рассказ был опубликован в журнале А. Твардовского «Новый мир» по разрешению самого Никиты Сергеевича Хрущева. В период оттепели, критики культа личности Сталина Солженицын начал лагерную тему, продолжив этим разоблачение сталинской эпохи.
Это произвело неожиданное впечатление. Существование ученых, талантливых писателей, неугодных Сталину, в лагерях — это свидетельство его преступлений против народа. Люди лжесвидетельствовали и предавали ближних, боясь тоже попасть в лагеря.
Лагерная тема в рассказе соприкасается с темой противостояние системе, сохранения в людях человеческого. Солженицын сам был арестован, прошел через восемь лет лагерей и три года ссылки. Опираясь на свой опыт, в Экибастузском особом лагере он пишет рассказ об одном дне из жизни заключенного Ивана Денисовича Шухова с номером Щ-854, вместив в этот день от рассвета до заката всю лагерную жизнь. Этот день для Шухова — один из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока.
Автор не только хочет показать нам параллельный вольному мир с его порядками, не только продолжает развенчивать культ Сталина. Солженицын затрагивает в «Одном дне Ивана Денисовича» тему нравственности человека. Мир лагеря ужасен, жесток и каждый думает о том, как выжить в  
этих нечеловеческих условиях. Выживать каждому приходится, полагаясь только на себя. Лагерь в рассказе показан изнутри, во всех подробностях, и это изображение ошеломляет своим реализмом.
Сорокалетний Шухов осужден на десять лет за измену родине по сфабрикованному делу. Его обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием, которое следователь даже не смог придумать. Так немецкий плен сменился лагерем. И теперь он девятый год находится в окружении различных людей, из которых далеко не все попали в лагерь по недоразумению. И у всех них разные понятия о нравственности.
За восемь лет ШуХов приспособился к лагерной жизни, где арестанту главный враг — другой арестант. Понял главный закон — оставаться человеком, не суетиться, сохранять достоинство, знать свое место. Не быть шакалом, не выпрашивать, не унижаться, но заботиться о себе: растянуть пайку, чтобы не голодать, успеть валенки просушить, нужный инструмент заначить, когда работать в полную силу, когда - вполсилы, как разговаривать с начальством, как честно подработать. Шухов шьет тапочки, подносит бригадиру валенки, занимает очередь за посылками, он — лучший мастер в бригаде.



Ему помогают выжить крестьянская смекалка, житейская мудрость и высокая нравственность. Он даже может быть счастливым:- «На дню у него выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый». Иван Денисович сохраняет свою природную доброту, человечность. Он благожелательно относится к людям, готов поделиться с ними последним. Чтобы поддержать, угощает печеньем Алешку-баптиста, который сидит на пайке и «заработать не может». Алешка — его оппонент по религиозным вопросам, сел за веру, которая в лагере только окрепла. Он спокойный, покладистый и всегда улыбается. Всем говорит, что надо верить и молиться, «чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал». Щухов его жалеет: Алешка слабодушный, им все командуют, и он, по Мнению Шухова, не может приспособиться к лагерю и долго в нем не протянет. Шестнадцатилетний Гоп- чик, к которому Шухов относится как к сыну, попал в лагерь за то, что возил бендеровцам в лес молоко. Срок он получил по-взрослому. У него есть хитрость и та хватка, которой нет у Алеши: «Из Гопчика правильный будет лагерник... меньше как хлеборезом ему судьбы не прочат». Бывший капитан второго ранга Буйновский в лагере недавно, еще «качает права», ожидая справедливости и соблюдения закона от караула, за что нарывается на десять суток карцера. Он осужден на двадцать пять лет за подарок, присланный ему английским капитаном в благодарность за сопровождение морского конвоя. Он держится бодро, работает на совесть, на износ. Он «на лагерную работу как на морскую службу смотрит: сказано делать — значит делай». По словам Шухова, кавторанг «как мерин добрый», «осунулся крепко за последний месяц, а упряжку тянет». Цезарь Маркович, раньше снимавший кино, считается в лагере богатым: он дважды в месяц получает посылки, «всем сунул в рот, кому надо, — и придурком работает в конторе, помощником нормировщика». Но он не жаден, а кавторанга, своего соседа по тумбочке, угощает постоянно, «одного кавторанга и придерживается, больше ему не с кем душу отвесть». Он курит трубку, чтобы не просили докурить, но жалко ему не табака, а «прерванной мысли». Цезарь говорит и про политическую идею, вслух обсуждает «батьку усатого». Шухов считает, что он не понимает в жизни ничуть, оставляет посылку и идет на поверку, а ее могут украсть. Бригадир Тюрин Андрей Прокофьевич — человек, от которого зависят зэки, он распоряжается процентовкой, кормит их. Он сидит как сын кулака, отбывает второй срок. Пытается спасти Буйновского от карцера на одну ночь. Бригадира уважают, не обманывают. Он стремится для своих получить больше хлеба, выгодную работу. «Хороший бригадир вторую жизнь даст», — думает о нем Шухов. Люди, которые выживают за счет своего труда, никогда не опустятся до уровня Фетюкова и Пантелеева. Бывший высокий начальник Фетюков, чтобы выжить, стал на зоне шакалом, существующим на объедках других. Окурки он достает из плевательницы, облизывает чужие тарелки, попрошайничает. Шухов полагает, что до конца срока Фетюкову не дожить, он не умеет себя поставить. Как большой начальник, он не умеет ничего делать, не приспособлен к работе. Родные от него отказались. Зэки и начальство смотрят на него с отвращением. У него уже нет мужской гордости и чувства собственного достоинства, он открыто плачет, когда его бьют за облизывание тарелок. Стукач Пантелеев сказывается больным и, оставшись в зоне, добровольно доносит оперу. Его открыто ненавидят, и тот факт, что на зоне таких уничтожают, никого не удивляет. Смерть здесь - это обычное дело, а жизнь — ничто. В этой атмосфере, где обесценена жизнь, в людях живет человеческое достоинство. Зэк подчинен всем, но сохраняет приличные человеческие манеры, смекалку, способность к состраданию. Шухов даже конвоирам сочувствует, ведь они стоят на морозе без движения. Зэки живут одной семьей, образуя государство в государстве, подчиненное другим, честным законам. Лагерное начальство, напротив, не имеет ничего человеческого. Надзиратель Волковский за малейшую провинность готов забить человека, а конвой — расстрелять опоздавшего на перекличку. Солженицын утверждает, что в самых ужасных условиях человек способен сохранить в себе человеческое. Шухов, по мнению автора, — высоконравственный герой. Его приспособляемость — это не приспособленчество. В лагере подыхает тот, «кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать» — вот что усвоил Шухов. Так поступают безнравственные люди. Они спасаются, но погибают духовно, морально. В лагере все проходят проверку, но выдерживают ее только те, кто помнит о нравственности.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Один день Ивана Денисовича > Нравственные идеалы в повести А И Солженицына «Один день Ивана Денисовича»