Изображение жестокого мира в пьесах А Н Островского - сочинение

Тематика пьес А. Н. Островского всегда была остроактуальной, злободневной и в то же время житейски повседневной. Он писал о том, что волновало миллионы людей: о хищничестве, самодурстве и невежестве купечества; о паразитизме, моральном цинизме и деспотизме дворянства; о безысходном положении бедных «маленьких» людей; о бедности и богатстве; о трагедии человеческой личности в условиях власти сословных привилегий и денег и т. д.
Разрушая отжившие идеалы, он осмеивал властителей «темного царства», обличал их гневным сатирическим словом. В ряде случаев его пьесы сродни произведениям М. Е. Салтыкова- Щедрина: примером тому служат такие пьесы, как «Свои люди — сочтемся», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Волки и овцы», «Бесприданница».
Я читала все эти пьесы, и они произвели на меня очень сильное впечатление, но особенно взволновали две из них: «Гроза» и «Бесприданница». Я полюбила главных героинь этих пьес, испытала необыкновенное сочувствие к ним, и теперь мне хотелось бы написать о них и попытаться еще раз понять: почему судьба была так жестока к этим незаурядным женщинам? Что стало причиной их невыносимых страданий и преждевременной смерти?
В пьесе «Гроза», еще до появления Катерины, мы из разговора Бориса, Кудряша и Кулигина узнаем о жизни и нравах города Калинова: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой норы!» Так говорит Кулигин Борису, который никак не может понять местных обычаев: «Я понимаю, что все это наше, русское, родное, а все-таки не привыкну никак».
Едва увидев Катерину в окружении мужа, свекрови и невестки, мы можем убедиться в справедливости слов Кулигина насчет - жестоких нравов и грубости. Каждое слово Кабанихи свидетельствует о ее глупости, невежестве и деспотизме. Она не просто' рвется всеми управлять, но еще и навязывает всем какие-то допотопные, мещанские взгляды на жизнь. Так, она настраивает
Тихона против жены, внушает ему, что та обязательно должна его бояться и слушаться, причем не только его, но и ее, свекровь, тоже. По репликам Тихона можно судить о его полном ничтожестве. Если он и пытается возразить матери, то делает это так робко и вяло, что мы понимаем: он не защитник Катерине. Как же тяжело среди них Катерине с ее самобытностью, воображением и нерастраченной любовью! Ее горячее сердце просит любви: она готова даже полюбить мужа, изо всех сил старается, чтобы жизнь их не была столь невыносимой. Но Тихон, который по-своему любит Катерину, настолько задавлен матерью, что уже не способен ни на какие человеческие поступки. Уезжая по матушкиному велению, он ни за что не хочет взять жену с собой: все его мысли направлены на то, чтобы «погулять» как следует без материнского надзора. Он не думает о том, каково Катерине оставаться с матерью, еще и утешает: «Ведь ты не одна, ты с маменькой остаешься». Его душевная глухота и слабоволие доводят Катерину до полного отчаяния. Чувства к Борису проснулись в ней от страшной безысходности: в какой-то мере эта любовь стала для нее отдушиной. Она дарит Борису всю свою нерастраченную нежность, но достоин ли Борис ее любви? Если посудить, чем он лучше Тихона? Он такой же раб обстоятельств: для него получение наследства гораздо важнее любви и спасения любимой женщины. Ему приходится лезть из кожи вон, чтобы завоевать расположение дяди. Дикой, дядя Бориса, — склочный, необыкновенно жадный старик, с отвратительным характером. Самое страшное, что он, как и Кабаниха, чувствует себя хозяином жизни. Кудряш совершенно справедливо заметил о нем: «Ему везде место». Катерине же места в этом мире нет. Ее гибель можно понимать по-разному: как рок, как протест или же просто как желание вырваться из страшного мира диких и Кабановых.



До такого же края отчаяния была доведена и героиня пьесы «Бесприданница» — Лариса Огудалова. Самые близкие для Ларисы люди в отношении к ней руководствуются расчетом, выгодой. В этих циничных торгах участвует и ее мать Харита Игнатьевна: она стремится как можно больше заработать на дочери. Харита Игнатьевна без зазрения совести заставляет раскошелиться на подарок Ларисе Кнурова и Вожеватова. Не случайно Вожеватов говорит об Огудаловых, что «у них в доме на базар похоже». Кнуров и Вожеватов обсуждают пароход «Ласточка», который продает Паратов. Когда же их разговор заходит о Ларисе, опять звучит тема денег, товара, цены. «Ласточка» и Лариса оказываются для них в одном ряду. Кнуров говорит о Ларисе: «А ведь, чай, не дешевле “Ласточки” обошлась бы?» Вожеватов отвечает: «Всякому товару цена есть, Мокий Пармёныч. Я хоть и молод, а не зарвусь, лишнего не передам». Паратов, которого Лариса так страстно любит, считает «идеалом мужчины», оказывается человеком холодным и расчетливым. Говоря о продаже «Ласточки», он высказывает свое жизненное кредо: «Что такое “жаль”, этого я не знаю. У меня, Мокий Пармёныч, ничего заветного нет; найду выгоду, так и продам, что угодно». Он предает Ларису, губит, потому что у него «ничего заветного нет». В начале пьесы Кнуров и Вожеватов говорят о Ларисе как о вещи, которую можно купить, пусть за большие деньги: «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует». В конце, когда она оказывается обесчещенной, Кнуров открыто предлагает ей пойти к нему на содержание, хочет купить ее за большие деньги. «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек... Наконец слово для меня найдено...» — с отчаянием говорит Лариса. В мире, где все продается и покупается, нет места жалости. Ларису никто не жалеет, никто ей по-настоящему не сочувствует — ни мать, ни Паратов, ни Карандышев. Лариса говорит матери, которая против ее воли затевает пышную свадьбу, и Карандышеву, который отказывается поскорее уехать в деревню, что они бездушны, что у них нет жалости: «Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите». Пронзительно звучат слова Ларисы, обращенные к Вожеватову: «Вася, я погибаю!.. Я прошу только пожалеть меня. Ну, хоть поплачь со мной вместе!» Но не может быть жалости и сочувствия в мире, где все продается и покупается, где «купеческое слово» превыше простой человеческой порядочности. Чувства Ларисы натолкнулись на холодный расчет, ее поэтическая натура — на мелочность и пошлость окружающей ее жизни. И Лариса, и Катерина — прямые, искренние, страстные женщины. Обе они так бесконечно одиноки, так безнадежно несчастливы, потому что не находят в жизни человеческого понимания, участия, любви. «Я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать», — говорит Лариса в финальной сцене. Смерть для нее, как и для Катерины, стала избавлением. В обеих пьесах Островского не просто изложены истории несчастных женщин. Мы видим трагедию чистого, светлого человека, которому пришлось столкнуться с миром, в котором господствует бесчеловечность.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Островский > Изображение жестокого мира в пьесах А Н Островского