👍Сочинение Сведения о жизни и творчестве Александра Николаевича Островского Островский
Сведения о жизни и творчестве Александра Николаевича Островского - сочинение

Тема. Сведения о жизни и творчестве Александра Николаевича Островского. Жизненная основа его пьес, типичность характеров, созданных драматургом

Цели: познакомить с жизнью и творчеством а. н. Островского, вызвать к нему интерес; подготовить к глубокому усвоению драмы «Гроза»; совершенствовать умение подбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять другим; воспитывать любовь к литературе и театру.

Оборудование: портрет а. н. Островского; иллюстративные материалы к сообщениям; фрагменты фильмов или спектаклей (по возможности); запись темы и эпиграф на доске.

Скорей в театр! Там ломятся толпами, Там по душе теперь гуляет быт родной, Там песня русская свободно, звонко льётся, Там человек теперь и плачет и смеётся, Там — целый мир, мир полный и живой… А. Григорьев

ХОД УРОКА I.



Организационный момент 1. приветствие учителя 2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь 3. ознакомление с подразделом темы № 3 технологической карты «русская литература» II.

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности 1. обращение к эпиграфу урока 2. Слово учителя об а. н. островском как основоположнике русского театра, авторе более пятидесяти пьес III. Работа по теме урока Учащиеся составляют хронологическую таблицу и делают краткие записи к ней.

1. Сообщение, подготовленное учащимися I варианта «Детские и юношеские годы а. н. островского» А. н. Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в центре Москвы. Отец — судебный чиновник, стряпчий (адвокат); получил право потомственного дворянина.

Сына хотел видеть юристом. А. н. Островский получил домашнее образование, занимался музыкой, учился в гимназии. Любовь к родному языку, истории, Москве привила няня авдотья Ивановна Кутузова.

В 1840-1842 гг. обучался на юридическом факультете Московского университета, который не закончил. Служил мелким чиновником в Московском совестном суде и Московском коммерческом суде. Это была настоящая школа познания драматических сторон купеческой жизни, служебных и бытовых конфликтов. Увлекался театром с гимназических лет. 2. Сообщение, подготовленное учащимися II варианта «Творчество а. н. островского в 40–50-е годы XIX века» 1847-1851 гг.— ранний период творчества а. н. Островского. В конце 40-х годов Островский пробует свои силы на писательском, драматургическом поприще. литературную известность приносит комедия «Банкрот», над которой работал в 1846-1849 годах. В 1850 году она опубликована в журнале «Москвитянин» под названием «Свои люди — сочтёмся». Пьеса имела шумный успех, её ставили в один ряд с гоголевскими произведениями и называли купеческими «Мёртвыми душами». Имена главных героев Большова и Подхалюзина, олицетворяющих два поколения купцов, стали нарицательными. Став купцом, Большов ради наживы готов на любую подлость и мошенничество по отношению к чужим людям. но в нём ещё осталось что-то от народных нравственных устоев, и он верит в искренность семейных отношений. Подхалюзин же мошенник, не останавливающийся ни перед чем. Наследуя гоголевские традиции, Островский шёл вперёд. если у Гоголя все персонажи одинаково бездушны и высвечиваются изнутри лишь гоголевским смехом, то у Островского в бездушном мире открываются источники живых человеческих чувств. В начале 50-х годов в творчестве Худ. в. Перов. Островского происходят существенные Портрет А. Островского перемены. теперь драматург изображает светлые, поэтические стороны купеческой жизни. Появляются пьесы «Бедность не порок» (1853), «не в свои сани не садись» (1853), «Доходное место» (1856). 3. Сообщение, подготовленное учащимися III варианта «Творчество А. Н. Островского в 60—80-е годы XIX века» Период, в который Островский пришёл к художественному синтезу тёмных и светлых сторон купеческой жизни. 1856-1857 гг. — экспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию Морского министерства. Путешествие на родину отца — в город Кострому и усадьбу Щелыково. Начало новому периоду положили пьесы «на всякого мудреца довольно простоты» (1868) и «Горячее сердце» (1869). 1860 г.— напечатана драма «Гроза». Разоблачение новых хозяев жизни продолжается в пьесах «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875). В драматургии последнего периода выделяются пьесы об актёрах: «лес», «таланты и поклонники», «Без вины виноватые». В них большей частью нарисованы образы честных, бескорыстных тружеников сцены, а их труд оценивается как подвижнический. Мысль о том, как тяжело жить человеку с горячим сердцем в мире холодного расчёта привела драматурга к созданию сказки «Снегурочка» (1873) и драмы «Бесприданница» (1879). 1886 г.— внезапная смерть в Щелыкове. В это время работал над реформой московской императорской сцены, должность главы которой он только что принял. 4. Сообщение, подготовленное учащимися IV варианта «а. н. островский и украинская культура» Творчество Островского сыграло важную роль в укреплении идейно-художественных связей русской и украинской культур. В 1860 г. Островский побывал в Украине. Он присутствовал на спектакле «Бедность не порок» в Харькове. Восхищался цветением акации, деревья которой увидел впервые. В июне гостил в Одессе и из неё отправился в Крым, в Севастополь, который был почти уничтожен во время Крымской войны. Одним из первых украинских литераторов талант Островского заметил и оценил т. Г. Шевченко, который считал его пьесы образцом общественной сатиры. Во время пребывания Шевченко в ссылке, по его инициативе, был поставлен спектакль «Свои люди — сочтёмся!», а сам поэт играл роль чиновника Ризположенского. Активным пропагандистом творчества Островского в Западной Украине был М. П. Драгоманов. Произведения великого русского драматурга интересовали И. Я. Франко. В критике существует мнение об определённом идейном сходстве пьесы Островского «Гроза» и драмы Франко «Украденное счастье». IV.

Подведение итогов урока. Рефлексия ♦ Какое сообщение понравилось больше всего?

Почему? ♦ Что запомнилось из услышанного на уроке? С какими чувствами вы обратитесь к драме «Гроза». V.



Домашнее задание 1) Подготовить рассказ о творческой истории создания пьесы «Гроза». 2) Прочитать (перечитать) I и II действия драмы «Грозы». 3) Индивидуальные задания:

подготовить выразительное чтение монолога Кулигина из действия I, явления 3: «Жестокие нравы, сударь… » (мальчики);

подготовить выразительное чтение монолога Катерины из действия II, явления 7: «такая ли я была!..» (девочки).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Островский > Сведения о жизни и творчестве Александра Николаевича Островского