Характеристика образа Хлынова у Островского - сочинение

Мастер внесценических эпизодов, раздвигающих рамки действия, Островский по рассказу персонажа позволит легко реконструировать целую сцену: Хлынова на мягких пуфах в губернаторской гостиной. Ему ничего не стоит смирить гнев правителя — «за всякое свое безобразие» выложить сто рублей серебром на благотворительные нужды.

Когда все на свете приедается Хлынову — поить случайных гостей без разбора, щеголять в испанском костюме, палить в свою честь из пушки или, впрягши летом девок в сани, по полю на них ездить, он впадает в тоску, от которой не спасают ни затеи Аристарха, ни потеха над барином с усами (этот молчаливый барин, вывезенный из Москвы,— не человек, не роль, а просто функция хлыновского озорства, вроде медали с широкой лептой на шее). Остается войти в покаянный раж и знать духовенство, чтобы наутро снова поливать дорожки шампанским.

Во всем этом Островский видит какой-то излом национального характера: так гуляли новоявленные вельможи и XVIII веке, а теперь проказа тронула людей, собиравших капитал.

Целую вереницу мыслей вытягивал этот образ. Либералы толковали, что России уверенно встает на новые рельсы цивилизованного общественного развития. Но как «европеизировать» Хлынова? Остался в прошлом купец-собиратель, купец-приобретала, самодур в границах домашней крепости-тюрьмы. Возникали либо «герои бюджета», непонятные новые дельцы, вроде Василькова, о котором говорилось выше, либо отчаянные кутилы, которые самодурством и расточительными оргиями намеревались удивить мир. В желании прожечь, просадить капитал, чтобы душу потешить, заключалась антитеза патриархальному «скупому рыцарю» с его жаждой бесконечного самоцельного обогащения. Деньги дают власть? Ко достаточно ли упиваться тайной властью? Власть должна быть реализована. И транжирили, и .расточали, не считая, нажитое, лишь бы пустить пыль в глаза и покуражиться перед целым светом своим могуществом: гуляй душа по вольной волюшке. Укоренялся тот разудалый, размашистый характер, который долго еще понапрасну будут числить едва ль не первой приметой русской почвенной субстанции.

Островский ненавидит Хлынова и им как бы любуется, но чем тут любоваться? Разве что безрасчетностыо, преувеличенностью и наивностью хлыновских затей, тем, что делает эту фигуру с медалями до пупа на зеленом сюртуке неординарной и смешной. Кстати, откуда эти медали? Такие вот Хлыновы наживались на подрядах для армии, в особенности на поставках, к примеру, гнилого сукнеца во время Крымской кампании. Это были «бешеные», легко составлявшиеся состояния, которые давали иллюзию всемогущества.

Тайная тоска человека, которому всего мало, широта натуры в соединении с деньгами, которых «девать некуда», приводили к душевным взрывам, нелепым извержениям буйной натуры, создавая в кривом зеркале российского капитала не навыки цивилизованного «бюджета» и опрятного ведения «дела», а желание прожечь, размотать, покуражиться.

Хлынов у Островского был еще одним примером острейшей, не знавшей снисхождения национальной самокритики.

Великое свойство таланта Островского — наивная, святая вера в добро. И щедрых, отзывчивых, чистых душ в его комедии не меньше, чем шельмецов и негодяев. Только, увы, положительные лица как-то бледнее, бесцветнее, и чтобы придать им яркость на сцене, постановщику надо проявить немалую изобретательность. Это вполне относится к двум молодым героям — симпатичному, искреннему, но робкому, безответному приказчику Гавриле, способному лишь на вялый протест, и в особенности к купеческому сыну Васе. У Гаврилы автор находит еще, правда, такие хорошие черты, как деловитость, расторопность, услужливость, да и сердце у него жалостливое, нежное. Но все вокруг видят, да и сам: он сознает, что он «человек не полный»: «...Я ни ходить прямо, ни в глаза этим людям смотреть, ничего не могу».



Похожие сочинения


Характеристика образа Тихона Кабанова
Характеристика образа Бориса в драме «Гроза»
Характеристика образа Савельича в «Капитанской дочке»




Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Островский > Характеристика образа Хлынова у Островского