👍Сочинение Авторская позиция в романе И С Тургенева «Отцы и дети» 2 вариант Отцы и дети
Авторская позиция в романе И С Тургенева «Отцы и дети» 2 вариант - сочинение

В письме Герцену 16 апреля 1862 года Тургенев называет своего героя «волком», а в письме Случевскому говорит о «бессердечности» и «безжалостной сухости» Базарова. Он представляет собой едва ли не природную силу; почти так определяет его Тургенев в том же самом письме Случевскому: «...фигура ...дикая... до половины выросшая из почвы».
«Он... демократ до конца ногтей», — пишет Тургенев о Базарове в письме Случевскому. Роман подтверждает это определение и в то же время обнаруживает необычность базаровского демократизма, доходящего до крайности.
В базаровском отрицании живет пафос нравственного неприятия современного мира, он-то и делает «нигилиста» противником существующего порядка. Но Тургенев, как видно, убежден в том, что этот пафос не может выйти за пределы платонических порывов, если он не опирается на инстинкты и силу «хищника», способного идти напролом, ни с чем не считаясь, сокрушая или ненавидя все, что ему противится. Невозможно даже мысленно вообразить себе Базарова, который любит поэзию, наслаждается красотой природы, который самозабвенно предан женщине, — и остается при этом беспощадным разрушителем, необузданным мятежником, «фигурой сумрачной, дикой ... сильной, злобной». Одним словом, тем, кого предлагается называть революционером. Базаров, полюбивший Пушкина и Моцарта, Базаров, наслаждающийся прелестью вечернего пейзажа, Базаров, самоотверженно обожающий возлюбленную, — уже не Базаров. Это совершенно другой человек, может быть, более приятный и близкий читателю, но другой. Неспособный на «полное и беспощадное отрицание», не обреченный на роковую и неповторимую базаровскую судьбу.
Нужно ли удивляться тому, что любовь Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой оказывается переломным пунктом в его судьбе, тому, что любовные переживания героя на наших глазах перерастают в настоящий духовный кризис? Неразрывное сплетение качеств, 



о которых шла речь, образует основу базаровской личности, и любовь не могла явиться прибавлением ко всему этому. Любовь для Базарова — сила чуждая, враждебная, угрожающая разрушением его душевному строю. Так она и воспринимается: «...что-то другое в него вселилось», «... с негодованием сознавал романтика в самом себе» — как будто говорится о чем-то постороннем, о каком-то другом человеке, а не о его же собственном «я». В беседе с Я. П. Полонским Тургенев говорил о трагическом противоречии как о столкновении двух «равнозаконных» великих правд. Именно такое противоречие входит в жизнь и сознание Базарова. Революционность и человечность оказываются несовместимыми, потому что у каждой стороны своя правота и своя неправота. «Полное и беспощадное отрицание» оправдано как единственная в современных условиях серьезная попытка действительно изменить мир, покончив с противоречиями, которые так и не разрешили века существования гуманистической культуры. По-своему оправдан и враждебный полемизм, отметающий стремление к гармонии, а вместе с ним — нравственный пафос альтруизма, эстетизм, чувствительность и человечность. Разве все это не оборачивается в конце концов примирением с несовершенством и несправедливостью мира? В эпилоге романа автор говорит о «страстном, грешном, бунтующем» сердце Базарова. Эти определения в наибольшей степени отвечают особой природе трагического героя. Базаров действительно таков: он бунтует против законов объективной необходимости, которые невозможно изменить или обойти. Однако для Тургенева бесспорно и то, что «нигилизм» неизбежно приводит к свободе без обязательств, кдействиям без любви, к поискам без веры. Тургенев не находит в «нигилизме» созидающей творческой силы.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Отцы и дети > Авторская позиция в романе И С Тургенева «Отцы и дети» 2 вариант