Базаров и Одинцова в романе И С Тургенева «Отцы и дети» - сочинение

История отношений Базарова с Одинцовой могла бы показаться самой обычной историей о неразделенной любви мужчины к женщине. Что, собственно, выдающегося в том, что молодой человек полюбил даму из высшего общества, а она, хотя и увлеклась им поначалу, после некоторых размышлений предпочла бурным страстям мерное течение уже устоявшейся жизни? Главному герою можно посочувствовать и пожелать ему встречи с более достойным объектом любви и привязанности. Все выглядело бы так, если бы главным героем романа был не Евгений Базаров, а некто, не являющийся столь исключительной личностью. Для Базарова же эта любовь стала великим испытанием: на карту были поставлены вся его жизнь, все его взгляды и убеждения.
Каким Базаров предстает перед читателями в начале романа? Мы видим человека трезвого и глубокого ума, гордого, целеустремленного и обладающего способностью не только влиять на других людей, но даже подавлять некоторых из них своими знаниями, логикой и волей. Базаров — нигилист, а потому отвергает все: искусство, поэзию, красоту, природу и, конечно, любовь. Когда Аркадий рассказывает ему историю жизни своего дяди, Павла Петровича Кирсанова, Базаров говорит, что «человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец». У Базарова материалистический подход ко всему, и к любви в том числе: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». В тот момент изучение редкого экземпляра водяного жука было для него гораздо интереснее разговоров о том, что он считал романтическими бреднями.
Вот таким скептиком и материалистом главный герой является примерно до середины романа. Но как только начинают развиваться его отношения с Анной Сергеевной, Тургенев отдельными штрихами указывает на те изменения, которые в нем происходят. Свой интерес к ней Базаров сначала с напускной развязностью прикрывает небрежными репликами: «На остальных баб не похожа», «...эта госпожа — ой-ой-ой...», «В тихом омуте...», «...у ней такие плечи, каких я не видывал давно». Затем, придя к ней с визитом, он начинает чувствовать, что конфузится, досадует на себя за это и храбрится: «Вот тебе раз! Бабы испугался!» Далее, к удивлению Аркадия, он начинает, против обыкновения, довольно много говорить, стараясь занять свою собеседницу. Мало того, он еще и краснеет при расставании с Одинцовой. Однако, будучи человеком сильным и умеющим владеть собой, он скрывает свое смущение под маской иронии и развязности: «Вишь, как она себя заморозила!.. Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове», «Экое богатое тело!., хоть сейчас в анатомический театр».
Приезд Базарова в усадьбу Анны Сергеевны — еще один этап в их отношениях и нравственном изменении главного героя. Базаров продолжает иронизировать над аристократизмом Одинцовой и в то же время чувствует себя неловко. По поводу порядков, заведенных в усадьбе, он восклицает: «Какой гран- жанр!» О самой же Анне Сергеевне он говорит: «А все-таки избаловала она себя; ох, как избаловала себя эта барыня!» Все это он говорит Аркадию храбрости ради. В салоне Одинцовой Базаров неожиданно для себя ощутил какую-то внутреннюю робость: «Какой я смирненький стал», — думал он про себя, рассматривая альбомы. Однако беседы о Саксонской Швейцарии, о строении человеческого организма, о художественном вкусе, об устройстве общества и так называемых нравственных болезнях сопровождались неуклонным ростом взаимной симпатии Базарова и Одинцовой.
Базаров говорит Аркадию (который тоже увлечен Одинцовой): «Да... баба с мозгом. Ну и видала же она виды... Но чудо — не она, а ее сестра.. Это вот свежо и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и все, что хочешь. Вот кем можно заняться. Из этой еще что вздумаешь, то и сделаешь; а та — тертый калач». Таким образом, он как бы переводит внимание Аркадия с Одинцовой на Катю, однако сам все-таки предпочитает «тертый калач». Вскоре Базарову уже не удается сохранять свою обычную выдержку и самообладание. Он весь погружается в мысли об Анне Сергеевне. Перемены, происшедшие в нем, очень заметны: «В Базарове, к которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало...» Отношения Базарова с Аркадием, который в некотором роде был его соперником, тоже начали меняться: приятели стали реже бывать вместе. Что же явилось причиной всех этих перемен? Несомненно, возникновение романтического чувства Базарова к Одинцовой. Рождение такого чувства, как любовь, каждый человек переживает по-своему. Кто-то грустит, кто-то переживает минуты невероятного счастья, кто-то терзается сомнениями, не в силах поверить в то, что с ним произошло. Но реакция Базарова совершенно невероятна. У него возникло «чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило». Но удивляться не следует, ведь это же тот самый человек, который «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни...» И вот он, высказывавший всегда «свое равнодушное презрение ко всему романтическому», «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Базаров почувствовал, что его теория: «Нравится тебе женщина... старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась», — начинает терпеть крах: Одинцова ему, безусловно, нравилась, и в то же время «он скоро понял, что с ней “не добьешься толку”, а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил».



Попав в плен отрицаемой им ранее романтической любви, Базаров ловит самого себя «на всякого рода постыдных мыслях, точно бес его дразнил». Его поведение становится довольно странным: то он отправляется в лес и расхаживает там, «браня вполголоса и ее и себя», то забирается на сеновал и, закрыв глаза, представляет руки Анны Сергеевны, обвивающиеся вокруг его шеи, ее «гордые губы», отвечающие на его поцелуи. Таким образом, Тургенев подводит своего героя к главному испытанию в романтической любви. Фактически спровоцированный Анной Сергеевной на объяснение, Базаров со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви: «...я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы от меня добились». Но изнеженную аристократку Одинцову, привыкшую руководствоваться рассудком, а не чувством, пугает искренний порыв Базарова, и она спешит остановить его. Потерпеть поражение в любви может любой человек, никто от этого не застрахован. Однако люди по-разному относятся к постигшему их горю. Здесь проверяются и воля, и выдержка, и стойкость человека. Как же повел себя волевой и сильный Базаров после того, как Одинцова отвергла его любовь? Он, выражаясь его собственным словом, «рассыропился». Объяснение Базарова с Одинцовой стало значительным, решающим этапом в его жизни. С этого момента во всем, что бы он ни говорил и ни делал, присутствуют нотки грусти и уныния. Его посещают пессимистические мысли: «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может». Куда девался тот заносчивый и высокомерный Базаров, которого мы узнали в начале романа? Базаров чувствует свое бессилие, «скуку да злость», называет себя «самоломанным». Он переживает чувство небывалой опустошенности. И дело тут не только в любовных переживаниях и уязвленном самолюбии. Базаров принес в жертву любви свои убеждения, но жертва эта оказалась напрасной. Неудачный роман с Одинцовой привел его к пониманию несостоятельности той искусственной философии, на которой он пытался строить свою жизнь. Гибель главного героя кажется неслучайной. Лопнула струна, на которой держалась его теория, и лопнула струна его жизни. Тургенев выполнил свой замысел: он заставил Базарова отступить перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед всесильной жизнью.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Отцы и дети > Базаров и Одинцова в романе И С Тургенева «Отцы и дети»