Болезнь и смерть Базарова - сочинение

Роман  «Отцы и дети»  был создан в крайне сложный и конфликтный период.  На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций:  распространение материалистических взглядов,  демократизация общества.  Невозможность  вернуться к прошлому и неопределённость будущего  стали причиной и идейного, ценностного кризиса.  Позиционирование этого  романа как на «остросоциального»,  свойственное советскому литературоведению,  влияет и на сегодняшних читателей.  Разумеется,  этот аспект необходимо  учитывать, как один из смыслообразующих, но мы помним, что перед нами, прежде всего, литературное произведение девятнадцатого века,   где  проблематика  не может исчерпываться конфликтом либералов и разночинцев.  Как и в других произведениях Тургенева,  политическая ситуация стала катализатором и обнаружила «вечные» проблемы на новом уровне.

В центре романа  — личность Евгения Базарова  и конфликты,  порождённые столкновением с действительностью.  Видимая сторона этого – достаточно уплощенный, материалистический  взгляд на мир, даже на те сферы,  которые невозможно охватить  рационалистичным взглядом. С одной стороны,  Базаров  во многом выигрывает в сравнении с либеральным дворянством:  он не предаётся иллюзиям, не высказывает наивных, общепринятых мыслей, занимается полезной научной деятельностью.  Главное его преимущество – искренность, самобытность.  Действительно,  его мировоззрение кажется очень последовательным,  но это обусловлено его редуцированностью, и, в конце концов,  приводит героя ко внутреннему конфликту.

Глубокое расхождение картины мира Базарова с естественным ходом жизни обнаруживается в момент встречи с Анной Одинцовой.  В его жизни появилось то, что не вписывается в сложившиеся рамки, не поддаётся рационализации и, как следствие,  внесло разрушение во всю его жизнь.  Базаров не мог переосмыслить происходящее,  поскольку был по-своему догматичен. Отрицая недостатки прошлой системы воззрений, он пришёл к тупику, поскольку его мировоззрение было закрыто непосредственному общению с миром. Эту черту -  непосредственность,  способность чувствовать природу на метафизическом уровне, особенно ценил И. Тургенев в своих героях (Ася, герои «Стихотворений в прозе»),  иначе человек не сможет увидеть жизнь в её подлинном проявлении.




Базарову так и не удаётся перейти на более высокий уровень миропонимания. Его бескомпромиссность и верность себе, качества, бесспорно, заслуживающие уважения, делают ситуацию трагичной. То, что он считал надуманным, несущественным, выходит на первый план и определяет его жизнь. Смерть героя, на уровне сюжета, может показаться случайной, но можно ли представить иной вариант развития событий? Внутренний разрыв уже произошёл, душа героя начала своё движение к самоотрицанию ещё до заражения тифом. Период болезни, предшествующий предсмертной агонии, можно сравнить с чистилищем – Базаров уже не видит возможности спасения, он невозмутимо рассуждает о былом, ничем не выдавая своих слабостей. Положение безвыходно, осуществлению великих целей помешала случайная оплошность, что ещё раз говорит о том, что жизнь зачастую выстраивается не по намеченному плану, а согласно куда более сложным, тонким переплетениям обстоятельств, о чём принято говорить как о «судьбе». Возникает сомнение в необходимости существования не только определённого взгляда на жизнь, но и возможности существования самого человека, не разделяющего общечеловеческие ценности. Есть вечное, а есть реакционное, которое неизбежно отступает, не находя метафизической опоры.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Отцы и дети > Болезнь и смерть Базарова