Визит к Евдоксии Кукшиной (анализ XIII главы романа И С Тургенева «Отцы и дети») - сочинение

Роман Тургенева «Отцы и дети» появился в печати в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда в среде российской молодежи, не удовлетворенной жизненными установками «отцов», назрела переоценка старых ценностей, — наконец, когда в литературу на смену герою прошлых лет, дворянину, пришел герой-интеллигент, герой-разночинец.
Одним из наиболее ярких эпизодов, в котором нашла свое выражение идея автора, является эпизод, описывающий визит Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова к Евдоксии Кукшиной (XIII глава романа).
Кукшина, наряду с другим персонажем романа Ситниковым, считают себя последователями идей Базарова. Однако у «идеолога» нигилизма Базарова и его «последователей» оказывается мало общего. Первое, что бросается в глаза, — это разница в образе жизни. Если Базаров, в полном соответствии со своей философской доктриной, ставящей во главу угла материализм и естественные науки, много учится и работает, чтобы приобрести необходимые знания и навыки, то Ситников и Кукшина ведут рассеянный образ жизни. Ситников в основном занят тем, что заводит бессмысленные знакомства, тратит время на визиты и пустопорожние разговоры. Кукшина «интересуется» естественными науками. Оба называют себя студентами и причисляют к богеме. При этом в результате оказывается, что их интерес к естественным наукам весьма легко проходит, как и любая мода, поветрие. Ситников после смерти Базарова благополучно устраивается в жизни при помощи родственников, Кукшина уезжает за границу, где также посещает лекции в университете — на этот раз по живописи.
Визит Базарова и Кирсанова к Кукшиной происходит после долгих уговоров Ситникова. Узнав, что Базаров с Кирсановым собираются в город, чтобы развлечься, Ситников всячески рекомендует им местную «эмансипе», даму «широких взглядов». Дама оказывается «несколько растрепанной», одетой в «не совсем опрятное платье». Евдоксия Кукшина ведет себя развязно, как и полагается даме «современных взглядов», но этим только отталкивает гостей. Те отмечают, что она крайне неестественна и держится неловко. Изо всех сил стараясь произвести впечатление, Кукшина говорит, при этом не слушая собеседника. Базаров, которому очень скоро надоедает хозяйка с ее ужимками, прямо спрашивает, нет ли в городе хорошеньких женщин. Кукшина называет свою приятельницу Одинцову, у которой, однако, по ее словам, нет «свободы воззрений». Завтрак, которым Кукшина угощает гостей, продолжается очень долго, Ситников и Кукшина напиваются, много толкуют о том, что такое брак — предрассудок или преступление, рассуждают о том, в чем состоит индивидуальность человека. Евдоксия неприятным голосом поет песни, цыганские романсы, очень плохо играет на фортепьяно. Решив, что с них хватит «развлечений», Базаров с Кирсановым, не прощаясь, уходят.
С развитием сюжета романа читатель начинает понимать, что неприятие Базаровым своих «последователей» имеет более серьезные, глубинные причины, чем плохая игра на фортепьяно, неестественность и пошлость манер. Тургенев показывает, как постепенно, исподволь, человеческое начало в Базарове вступает в конфликт с его нигилистическими взглядами, как тот, кто отрицал значение поэзии и чувств, влюбляется и выясняет, что и для него существуют «общечеловеческие ценности», что и для него оказывается важным то, что он считал «пустыми словами». База- ров-человек оказывается гораздо выше Базарова-нигилиста, и именно в этом состоит все значение и обаяние этого образа. Плох оказывается не Базаров, плоха его идея, которую он взялся проповедовать.



Ситников и Кукшина не таковы. Они не способны развиваться, так как не имеют собственных убеждений. Они лишь имитируют интеллектуальную и духовную деятельность, стремясь пожинать плоды, которые дает положение «передовых людей». Однако рисуя эти образы, Тургенев преследовал более важные цели, чем просто социальная сатира. Он пытался в первую очередь показать, что только общечеловеческие ценности имеют значение, на бесплодной же почве нигилизма взрастают только такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников. Итак, в эпизоде визита Базарова и Кирсанова к Евдоксии Кукшиной нашла свое яркое выражение основная и главная идея всего произведения. Ситников и Кукшина введены Тургеневым в ткань повествования для того, чтобы наглядно показать, что идеи нигилизма изначально порочны, что на отрицании невозможно построить ничего прочного и сколь-нибудь общественно-значимого. Не случайно после смерти Базарова у него не остается больше никаких последователей, кроме этих двух откровенно пародийных персонажей. Всем содержанием романа, внутренней эволюцией главного героя Тургенев показывает несостоятельность идей нигилизма и, приводя своего героя к общечеловеческим ценностям, утверждает абсолютное главенство гуманистических идей в жизни любого человека, в существовании любого человеческого сообщества.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Отцы и дети > Визит к Евдоксии Кукшиной (анализ XIII главы романа И С Тургенева «Отцы и дети»)